ENG
Добавить в избранное
Мнение, Технологии

Трансформация рекрутинга

Александр Красс

Александр Красс

Генеральный директор и основатель онлайн-сервиса для автоматизации рекрутинга FriendWork

2020 год дал мощный толчок для развития HR-сферы. Для удаленной работы потребовались новые инструменты, которые раньше были в диковинку. В 2021 году некоторые компании вернулись в офисы, но удобные решения стали привычной частью жизни, а потому остались в арсенале HR-специалистов. Инструменты обрастали новыми фишками и стали трендом. Рассмотрим самые полезные из них с точки зрения бизнеса.

Рекрутинг, основанный на данных

Какие данные нужно собирать? Как они влияют на бизнес-процессы? Этими вопросами задаются не все владельцы бизнеса. Бывает, что основная задача отдела кадров — быстро закрыть вакансию. Самый простой поиск кандидатов — мониторинг различных сайтов поиска работы. Тем не менее надо признать, что подобный метод в контексте имеющихся технологий выглядит попыткой найти самую черную кошку в темной комнате. Когда речь идет о закрытии вакансии, а не поиске эффективных сотрудников, результат оставляет желать лучшего. Человека нашли, но через месяц-два он уходит или работает дальше, принося убытки компании.

Связь HR-процессов и бизнес-метрик стала четко прослеживаться в коронакризисный период: неправильно подобранный персонал — неоправданные расходы, которые не каждая компания в это время могла себе позволить. По данным исследования «Финэкспертиза», совокупные убытки российского бизнеса в 2020 году увеличились в 2,3 раза по сравнению с 2019 годом. Поэтому новым трендом стал рекрутинг, основанный на данных.

В условиях горячей войны за таланты ключ к успеху лежит в проактивном поиске кандидатов из множества источников. Их стоит выбирать, ориентируясь на конкретные цифры. Следует учитывать не просто стоимость подписки определенного сервиса, а стоимость закрытия вакансии эффективным кандидатом. Раньше было достаточно смотреть на основную метрику — количество людей из этого канала, принявших оффер. Сейчас же необходимо анализировать сквозные показатели:

  • количество кандидатов, прошедших испытательный срок;
  • количество кандидатов, получивших премию за первый отчетный период после испытательного срока.

Кроме того, стоит пересмотреть метрики эффективности рекрутеров. Рекомендую обращать внимание не только на количество закрытых вакансий за отчетный период, но и чистое время, затраченное на закрытие одной позиции: показатель скажет многое как о ваших специалистах, так и о степени внедрения технологий подбора и проведения интервью.

Помните: для организации эффективного подбора важны сбор, хранение, обработка и анализ данных, отражающих процесс максимально подробно. Это сэкономит деньги и нервы.

Employee Experience platform (EEP)

Когда мы говорим о повышении эффективности рекрутинга, обычно подразумеваем повышение точности прогноза инструментов подбора. Вместе с тем упускаем из вида этап адаптации новичков в компании. А ведь именно в нем кроется огромный потенциал улучшения всего цикла управления персоналом.

Вспомните, как часто вам удавалось пройти процесс качественной адаптации при устройстве на работу. Если больше одного раза — повезло, или вы обладаете уникальной системой выбора работодателя. Именно поэтому все больше HR-специалистов не просто обращают внимание на этот этап, а пытаются его формализовать и вовлечь представителей бизнеса — нанимающих менеджеров. Без автоматизации подобный процесс не может быть запущен. Отсюда и возникла идея создания Employee Experience Platform — платформы управления опытом нанятого (по аналогии с опытом клиента при пользовании продуктом). Подобные решения мягко подхватывают человека еще на этапах до получения оффера, и через процесс адаптации он плавно включается в повседневную работу.

По сути EEP — это единая цифровая платформа, которая автоматизирует часть рутинных задач, объединяет все средства коммуникации в одном месте, а также собирает и сохраняет данные. Этот тренд популяризировал за рубежом HR-визионер и консультант Джош Берсин. В России он только начинает набирать обороты. Платформа позволяет отследить, насколько сотрудник эффективен в данный момент, а также обеспечить его эффективность в будущем. С помощью нее можно контролировать восстановление человека после решения сложных задач, что убережет его от выгорания. В условиях удаленной работы это актуально как никогда. В офисе усталость подчиненного можно заместить быстрее, чем на дистанционке.

Уже понятно, что рано или поздно появится решение не только с качественным процессом, завернутым в IT-оболочку, но и с детально проработанной методологической частью. А пока такие решения только начинают развиваться.

Well-being-программы

Well-being переводится как «благополучие, здоровье». Исследование компании Gallup показало, что люди работают эффективнее, если в 5 сферах их жизни все складывается благополучно:

• карьера;
• социальный аспект (отношения с друзьями, близкими);
• финансы;
• физическое здоровье;
• общественный аспект (человеку нравится, где он живет).

Поэтому многие компании внедряют well-being-программы, затрагивающие все вышеперечисленные пункты: это могут быть различные мотивационные тренинги, занятия с психологом, йога, финансовая мотивация, консультации юриста и т.д. Это активный инструмент вовлечения и удержания сотрудников. Забота о благополучии людей позволит компании не только избежать текучки, но также сформировать сильную команду профессионалов.

Ведение соцсетей для создания положительного образа работодателя 

Присутствие бренда в соцсетях — не новинка, но HR-отделы стали использовать их совсем недавно. Теперь в основе контента — не только продукт, а миссия бизнеса, команда, корпоративные ценности, жизнь компании вне офиса. Подобная работа позволяет не просто зафиксировать факт присутствия в интернете, а полноценно сформировать восприятие бренда как работодателя в сознании потенциальных сотрудников. Такой подход позволит снизить скорость роста фонда оплаты труда за счет привлечения кандидатов не только регулярным повышением зарплат, но ценностями, миссией и другими нематериальными аспектами работы в организации, столь важными для молодых и осознанных сотрудников.

Видеоинтервью с онлайн-ассистентом и видеоассессмент 

В некоторых компаниях на первоначальном этапе собеседование проводит не живой человек, а онлайн-ассистент (робот). Кандидату присылают ссылку, он заходит на сайт и отвечает на несколько вопросов. Данный инструмент позволяет сделать процесс подбора более гибким по времени. Специалисту, рекрутеру и нанимающему менеджеру не нужно состыковывать календари для проведения встречи. Конечно, финальное собеседование нельзя доверять онлайн-ассистенту, его должен проводить человек. Но на первом этапе подбора это отличная экономия времени.

Кроме того, искусственный интеллект может оценить записанные ответы на ключевые вопросы по степени релевантности, а нейронные сети — точно предсказать профиль кандидата по Big Five (метод оценки личностных качеств кандидата). Это называется видеоассессмент. Он дает достаточно существенный материал для принятия решения уже на начальных этапах воронки подбора.

Подобные инструменты могут только отсеять тех, кто с большой долей вероятности не подходит, а не выбрать наиболее подходящего кандидата, нашим выводам потребуется проверка другими методами. Однако это позволит оптимизировать воронку подбора по большинству вакансий, особенно массовых.

Чат-боты

В 2019 году чат-бот для найма персонала звучал как что-то экзотичное. Однако в 2020–2021 гг. инструмент стал трендом. Сегодня такие крупные компании, как «Петрович», ОБИ, Inventive Retail Group, начинают массово внедрять его в работу рекрутеров для первичного отсева кандидатов. Теперь при отклике на вакансию большинство людей не смущает, что их приветствует чат-бот. По словам Андрея Климова, регионального директора XOR Россия, конверсия кандидатов с помощью чат-бота в 2019–2020 гг. составляла 40–50%, сейчас это 80%. Инструмент прошел большой путь развития. Если раньше чат-боты предлагали массовым кандидатам простой набор фраз, сегодня они могут эффективно продавать вакансии и компанию на IT- или инженерные позиции: с помощью видеороликов, подключения искусственного интеллекта для ответов на вопросы. Это значительно экономит время рекрутеру.

Вывод 

Помните, что от команды напрямую зависит увеличение продаж и развития бизнеса. Чтобы компания работала как часы, нужно уделять внимание не только клиентам, но и сотрудникам. Повысить эффективность их работы помогут вышеперечисленные инструменты, которые стали трендом в 2021 году. IT-технологии стремительно развиваются; думаю, уже в ближайшее время мы увидим новые интересные решения.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья