ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Раскадровка: тренды и векторы развития направления HR Tech

Владимир Лагун

Владимир Лагун

Руководитель продукта в компании SL Soft (ГК Softline)

Развитие HR-направления на основе анализа технологических трендов позволяет компании эффективно работать с кадрами, что особенно важно, учитывая текущий контекст рынка труда. 

Изображение от freepik

Задачи HR-подразделений

Выделим наиболее значимые вопросы.

Комплектование штата. Кадровый голод сегодня ощущается в большинстве отраслей. Согласно данным опроса SuperJob, 86% компаний и предприятий, вне зависимости от штатной численности и сферы деятельности, указали, что работают в условиях дефицита персонала.

Качество персонала. Контроль за уровнем квалификации, знаний и навыков как в процессе найма новых сотрудников, так и при работе с действующими. В условиях дефицита кадров важно не только нанимать новых сотрудников, но и поддерживать и развивать компетенции уже работающих в компании.

Управление мотивацией. Высокомотивированные сотрудники работают эффективнее, достигают больших результатов и дольше остаются в компании. В условиях удаленной или гибридной работы многие компании сталкиваются с вызовами в управлении мотивацией и вовлеченностью сотрудников.

Оценка эффективности процессов и HR-аналитика. Это сквозная задача, которая охватывает оценку деятельности персонала компании и HR-службы. Централизованный сбор и анализ данных позволяет руководителю принимать обоснованные решения и корректировать стратегии управления персоналом.

Тренды в HR Tech

  1. Смена ИТ-ландшафта после ухода крупных иностранных вендоров. Тенденция распространяется на всю отрасль софтверной разработки — российские производители ПО активно развивают свои линейки продуктов, а на рынке появляются новые отечественные бренды, в том числе в сегменте HR Tech.
  2. Оживление на рынке систем кадрового электронного документооборота (КЭДО) — появляются новые продукты и активнее внедряются уже существующие. Повышенный интерес к КЭДО связан с появлением нормативно-правовой базы, регулирующей эту область. Это направление можно назвать самым быстрорастущим в области HR Tech в России. Некоторые эксперты прогнозируют, что в 2025 году уже 80% компаний полностью перейдут на КЭДО.
  3. Различные решения, связанные с искусственным интеллектом (ИИ) и отдельными технологиями, входящими в это понятие: нейросети, машинное обучение (ML), языковые модели (LLM), генеративный ИИ и так далее. Интеллектуальные технологии уже помогают HR во многих процессах: подбор кандидатов, организация интерактивного онбординга, создание учебных материалов, персонализация обучения, предиктивная аналитика HR-метрик и так далее. Две трети HR-руководителей согласны с утверждением, что их компании отстанут в развитии, если не внедрят ИИ-инструменты в ближайшие 1–2 года.
  4. Комплексная цифровизация и гиперавтоматизация HR-процессов. Более половины руководителей кадровых подразделений приводят эти процессы в числе ключевых трендов. Компании стремятся максимально уйти от бумажного документооборота и сократить количество рутинных операций, которые ложатся на сотрудников в целом и HR-подразделения в частности.
  5. Тренд по роботизации задач HR тесно связан с предыдущей тенденцией и также набирает обороты. Почти половина руководителей планируют в ближайшие 1–2 года инвестировать во внедрение технологий автоматизации бизнес-процессов при помощи программных роботов (Robotic process automation, RPA). Они позволяют сократить существенную часть однотипных задач в HR, снизить расходы и повысить управляемость кадровыми и HR-процессами. Яркий примеры применения роботов в HR: автоматизация процесса поиска, обработки и ранжирования резюме кандидатов или оформление сотрудника и выполнение сопутствующих административных задач с минимальным участием кадрового специалиста.
  6. Концепция Zero HR представляет собой новый шаг в автоматизации и цифровизации HR-процессов, направленных на минимизацию участия кадровых специалистов в рутинных и административных задачах. Использование ИИ и роботов для выполнения функций, таких как подбор, найм, онбординг и сервисы самообслуживания для сотрудников, позволяет значительно сократить время на администрирование и повысить эффективность HR-процессов.
  7. HR-аналитика и ее развитие. Это очень большая область, начиная с создания, внедрения и применения динамических отчетов, содержащих структурированный набор данных с их визуализацией в виде дашбордов, до построения предсказательных аналитических моделей.

Экосистемы HR Tech

Следствием этих трендов становится появление экосистем. Продукты в них легко интегрируются как между собой, так и с корпоративными системами компании-заказчика. Как правило, экосистемы нацелены на комплексное решение HR-задач и позволяют охватить весь цикл работы с персоналом. Они обеспечивают:

  • поиск, проверку и анализ кандидатов;
  • первичные коммуникации с соискателем;
  • автоматизированное внесение данных сотрудника в информационные системы;
  • кадровый электронный документооборот с сотрудниками;
  • сервисы самообслуживания как для сотрудников, так и для HR-службы;
  • оценку, мотивацию и развитие сотрудников;
  • управление KPIs и премированием;
  • визуализацию и HR-аналитику данных.

При этом экосистемный подход — уже не столько технологический, сколько рыночный тренд. Крупнейшие вендоры ясно осознают данную рыночную потребность и стараются предложить заказчикам максимально комплексное решение, основанное на собственных продуктах или их сочетании с партнерскими решениями.

Наиболее трендовые решения в HR

КЭДО. Кадровый электронный документооборот — одно из самых быстрорастущих направлений в отечественном HR Tech. Внедрение КЭДО позволяет в 5 раз сократить время получения необходимых документов сотрудниками и работодателем за счет повышения эффективности коммуникации. На 70% сокращается процедура оформления сотрудников и на 50% — расходы на обработку документов благодаря снижению затрат на логистику, содержание архива и трудозатрат специалиста. Кроме того, внедрение КЭДО на четверть повышает производительность труда за счет автоматической маршрутизации документов.

Цифровой ассистент сотрудника. Подобные решения позволяют эффективно взаимодействовать с компанией по HR-вопросам в удобной для сотрудника форме и получать необходимую информацию, справки, информацию о кадровых документах и их статусе, оформлять отпуска или командировки и так далее. При помощи цифрового ассистента компания значительно повышает лояльность со стороны сотрудников, что в итоге усиливает бренд работодателя. Кроме того, снижается нагрузка на HR-специалистов и повышается производительность работы персонала в целом. Скорость ответа при применении цифрового ассистента увеличивается на порядок, в 4 раза сокращается время работы над задачами, а затраты на обработку обращений сотрудников снижаются на 60%.

Интеллектуальные голосовые боты. Продукты этого класса автоматизируют процесс массового подбора персонала. Голосовой бот автоматически ведет коммуникацию с кандидатами: актуализирует контактные данные, презентует вакансию и отвечает на часто задаваемые вопросы о компании или вакансии. Кроме того, бот способен провести экспресс-интервью и занести результаты в учетную систему, согласовать дату и время собеседования, напомнить о нем кандидату, обзвонить и переназначить встречу тем, кто до собеседования не дошел. Инструмент позволяет в 5 раз снижать трудозатраты при массовом подборе персонала и в 4 раза увеличивает количество обрабатываемых резюме.

Стратегия на перспективу

Проанализировав тренды рынка труда, можно выделить несколько ключевых векторов для развития HR-стратегии компании.

  1. Единое окно доступа к HR-сервисам. Во многих организациях сотрудникам приходится пользоваться большим количеством различных сервисов для получения необходимой услуги или информации, что снижает общую эффективность работы сотрудников. Создание единого окна доступа к HR-сервисам закрывает эту проблему, экономит время и повышает лояльность специалистов к компании.
  2. ИИ- и ML-инструменты для принятия решений. ИИ-аналитика и рекомендации на основе данных о сотрудниках позволяют эффективнее вести планирование и принимать управленческие решения.
  3. Интеллектуальные ассистенты для HR и сотрудников. Развитие интеллектуальных инструментов, ассистентов как для HR-службы, так и для сотрудников снижает затраты на регулярные рутинные задачи и повышает качество и скорость работы с обращениями.

Тренды, о которых мы говорили, показывают, как технологии продолжают трансформировать HR-отрасль, делая её более эффективной, адаптивной и ориентированной на потребности сотрудников, в итоге повышая результативность бизнеса. Важно следить за этими тенденциями и внедрять новые решения, чтобы оставаться конкурентоспособными и обеспечивать высокое уровень управления персоналом.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья