ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат, Прогнозы

Тренды в EdTech: кто и как развивает рынок в России

Мировой рынок EdTech растет на глазах — к 2025 году расходы на онлайн-образование достигли $404 млрд. Развитие этой отрасли не только меняет методологию обучения, но и задает тренды в образовании. Рассказываем о рынке EdTech в России, а также трендах и инструментах.

Ситуация на рынке EdTech в России

Рынок EdTech в России особенно развивается в направлении онлайн-образования, и, что важно отметить, эта индустрия относительно молодая, но очень перспективная. Согласно исследованию Holon IQ, 50% компаний, которые сейчас входят в топ-100 рейтинга Holon, появились лишь 6 лет назад, а некоторые и вовсе во время пандемии, например онлайн-школа для детей Skysmart.

Больше всего курсов сконцентрировано в нише новых профессий и навыков (22%), например Skypro, HTML Academy, Skill Cup. В третьем квартале 2021 года, согласно данным Smart Ranking по сравнению с этим же периодом 2020 года, объем рынка EdTech вырос почти в 2 раза. Неудивительно, что индустрия EdTech развивается настолько стремительно, особенно в последние несколько лет — пандемия и нестабильная ситуация на рынке труда дали о себе знать.

Главные тренды в EdTech

Lifelong learning

Концепция lifelong learning, или непрерывного обучения, заключается в том, что человек постоянно стремится к знаниям, личному и профессиональному росту на протяжении всей жизни. Самое главное — достичь желаемого результата, и неважно — в университете или на онлайн-курсах.

Благодаря этой концепции целевая аудитория образовательных платформ расширилась: раньше ею в основном были школьники или студенты, а сейчас акцент сместился в том числе на старшее поколение. По данным Pew Research Center, 73% взрослых считают себя lifelong learners и проходят обучение на протяжении всей жизни. Так, 87% респондентов считают, что они стали чувствовать себя увереннее и всесторонне развитыми личностями, а для 69% образование открыло новые перспективы.

Blended learning

Еще один тренд — смешанное обучение, или blended learning, когда часть проходит онлайн, а другая — офлайн. Все больше игроков, которые предлагали только дистанционное обучение, стараются внедрять как можно больше «реальных» воркшопов и встреч — и наоборот. Такой формат повышает вовлеченность и эффективность, а коммьюнити — заряжает на результат. Сама концепция blended learning включает в себя еще несколько категорий:

  • Micro Learning. Учитесь меньше — узнавайте больше. Обучение построено так, что уроки длятся примерно 10 минут, но в них содержится максимально полезная информация — без воды.
  • Mobile Learning. Неудобно учиться на ноутбуке, сидя в метро? Не беда, с новым трендом на мобильные образовательные приложения можно учиться где угодно.
  • Business simulations. С помощью такой симуляции сотрудники будут учиться конкретно тому, что понадобится им в работе, но в абсолютно спокойной атмосфере. Так они смогут отточить навыки и приобрести новые.
  • «Обратно в школу». Несмотря на вполне доказанную эффективность онлайн-обучения, риск отвлечься или бросить курсы — намного выше. Поэтому все больше EdTech-компаний внедряют в программы и офлайн-семинары, и воркшопы. Например, в «Like Центре» есть оба формата обучения — общая энергетика и нахождение в кругу единомышленников заряжают и мотивируют продолжать учиться.

Персонализированный подход

Модель обучения как в школе — когда каждого учат по одинаковой схеме — больше не работает. Людям нужен индивидуальный подход: фокус на их интересы и потребности, гибкий темп без постоянно горящих дедлайнов и персонализированные программы, которые строятся исходя из целей и возможностей студентов.

Составить индивидуальный план помогает искусственный интеллект. Технологии изучают, какие цели преследуют студенты и их предпочитаемые форматы обучения. Например, Coursera перед началом курса собирает общую информацию — знает ли студент что-то об университете и изучал ли он когда-нибудь похожий предмет. А после каждого блока платформа предлагает пройти тест — так она анализирует, какой процент материала усвоил ученик, и затем выстраивает контент в зависимости от результатов.

Инструменты, которые развивают EdTech

Big Data и искусственный интеллект 

Согласно прогнозам, использование искусственного интеллекта в образовании в 2021 году увеличится на 48%. Технологии Big Data и ИИ делают обучение персонализированным. Они анализируют огромное количество данных, изучают интересы студентов, время их учебы т.д. — так и появляются индивидуальные планы обучения.

Кроме того, высокие технологии экономят время студентов и учителей и спасают их от выполнения рутинных задач. Например, ученики могут спросить какую-то информацию в чат-боте, который ответит мгновенно. А учителям технологии помогают в проверке домашних заданий и выставлении оценок.

Геймификация обучения

Игры делают обучение более увлекательным для студентов вне зависимости от их возраста. Они позволяют приобретать новые навыки через уже знакомые активности. Кроме того, такой подход развивает креативность, воображение и вызывает лишь положительные эмоции. Несмотря на то, что игровые механики популярны в школьном образовании, они постепенно проникают и в обучение для молодых и взрослых людей. Геймификация в первую очередь удерживает внимание студента и вовлекает его в процесс обучения. Когда ученики получают баллы за выполненные задания или закрывают какие-то задачи с помощью игр, они оказываются в соревновательной среде, где каждый хочет победить.

Extended Reality (XR)

Технология совмещает смешанную реальность (AR) и виртуальную реальность (VR) — так студенты получают опыт иммерсивного обучения. AR смешивает виртуальный и реальный миры, трансформируя материальные элементы в цифровые. А VR создает 3D-реальность, то есть студент может оказаться на другой планете или в другом времени.

Конечно, подобные технологии очень полезны. Например, ученики могут поэкспериментировать в виртуальной лаборатории или отправиться на полевое исследование — и даже не нужно покидать класс. Так студенты смогут лучше усваивать сложный материал. Кстати, для XR даже не нужны отдельные устройства — простые действия можно выполнять с помощью планшета или смартфона.

Возможность обмена опытом с другими учащимися 

Мы уже говорили ранее, что онлайн-обучение вполне эффективно, если прикладывать достаточно усилий. Но есть и один недостаток — до конца проходят программу лишь 5–15% людей во всем мире.

Один из способов вовлечения студентов — это геймификация, а другой — возможность обмена опыта с другими участниками, то есть создание некоего комьюнити. Такая среда максимально комфортна и эффективна для студентов, поскольку они уже сталкивались с таким форматом, например в школе или социальных сетях.

Многие образовательные платформы создают для студентов отдельные чаты, где они могут познакомиться друг с другом, задать вопросы по домашнему заданию или поделиться своим опытом. Кроме того, многие ученики продолжают общаться и после обучения, даже создают совместный бизнес.

Так, «Like Центр» еще в 2019 году запустил собственную библиотеку гипотез, которая работает на LMS-платформе Toolbox. В библиотеке собраны разные идеи от предпринимателей, которые видят все остальные, — так студенты обмениваются опытом.

Заключение 

Несомненно, в следующие 5–10 лет рынок онлайн-образования и EdTech продолжит стремительно расти. На форуме Education Global Summit эксперты предсказывают, что в 2030 году этот сегмент будет в 3 раза больше, чем сейчас. На рынке появятся новые игроки, которые будут конкурировать с уже существующими. И это улучшит качество онлайн-образования: каждый будет делать все, чтобы удержать студента у себя, — сейчас это можно сделать только за счет реальной пользы.

Патрик Бразерс, управляющий директор Holon IQ, считает, что возможен и другой сценарий: крупные технологические компании, например Google, станут доминировать на рынке EdTech, а игроки, которых мы видим сейчас, — отойдут на второй план.

Кроме того, прогнозируется, что в 2050 году в мире будет на 2 миллиарда больше тех, кому нужно школьное и высшее образование. Бразерс утверждает, что даже сейчас система уже не справляется с таким потоком — поэтому нужно искать как можно больше новых путей, чтобы каждый человек прошел обучение.

Тем не менее все эксперты сходятся во мнении, что студентам в первую очередь нужны практические навыки, а не громкие имена — поэтому даже небольшие игроки могут оставаться на плаву за счет качественного контента.

Автор: Екатерина Попова, директор по продукту и сервису технологической образовательной компании для предпринимателей «Like Центр»

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наша страница в Facebook
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Коронаэкономика
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья