ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Мнение

Три причины знать свой профиль инвестора

Ольга Мезенцева

Ольга Мезенцева

Кандидат экономических наук, независимый эксперт

Последнее время к нам со всех сторон направлена реклама инвестиционных счетов от крупных российских банков. Однако мы не спешим действовать, даже несмотря на манящую рекламу повышения твоего благосостояния, уроки финансовой грамотности от Центрального Банка России, бесчисленное количество бесплатных семинаров, вебинаров и просто роликов на Youtube. И несмотря на рекордный рост открытых индивидуальных инвестиционных счетов на Московской бирже — по данным компании БКС, это более 800 тыс. счетов, доля этих счетов как инструмента сбережения денег ничтожно мала. Так, по данным Центрального банка России, вклады и другие привлечённые средства физических лиц на 1 июля 2019 года превысили отметку 29 триллионов рублей.

А такие уж мы финансово безграмотные? И почему реклама инвестиционных счетов по сравнению с депозитами даёт относительно скромные результаты? На самом деле причина здесь не в безграмотности. Согласно многочисленным исследованиям инвестиционного поведения, люди в большинстве своём стараются избегать риска, и такое отношение к инвестиционным счетам вызвано не нашей безграмотностью, а явным недостатком информации о том, как это работает и какие здесь есть особенности. Данные обстоятельства в комплексе приводят к недоверию к финансовому сектору в целом. Ситуация усугубляется тем, что мы не доверяем нашим крупным банкам и постоянно ищем подвох и мелкий шрифт в договоре, но при этом, как дети, всегда готовы пойти и слить деньги на Форексе или криптовалюте. Там же поют сладкие песни про быстрый доход и показывают рост капитала прямо на мониторе компьютера. Ну и что, что счет виртуальный.

Напомню, инвестиционный счёт — это счёт для операций с ценными бумагами. С помощью него можно инвестировать в акции, облигации, покупать и продавать валюту по биржевому курсу. А теперь представьте себе ситуацию, когда обычный человек пошёл, открыл инвестиционный счёт, купил акции и через одну неделю решил посмотреть, насколько вырос его капитал. А там… А там цена на акции упала, допустим, на десять процентов. В этот момент любой нормальный человек испытывает огромный стресс, вспоминает 90-е, как у его мамы или папы депозит и страховка жизни, на которую можно было купить «Жигули», превратились в три копейки. Ну а дальше он или она бежит продавать эти ужасные акции и навсегда постарается забыть про эти инвестиционные счета — и, само собой, потеряет часть денег и пополнит ряды недовольных и считающих себя обманутыми. А дальше расскажет об этом всем своим друзьям, то есть будет транслировать негативное отношение к финансовому сектору и инвестициям.

На самом деле просадка или краткосрочное падение цены — обычное явление на финансовых рынках. Его нужно просто переждать. Опытные инвесторы в такие периоды ещё и докупают подешевевшие активы. Здесь мы входим в зону недостаточно хорошей коммуникации между клиентом, который открывает инвестиционный счёт, и специалистом банка; в дополнение — поверхностное отношение к инвестиционному профайлингу, то есть тестированию инвестора, чтобы определить его отношение к риску падения цен. Прежде чем обслуживать клиента, инвестиционный консультант должен понимать: какие именно вложения стоит рекомендовать конкретному клиенту с точки зрения его отношения к риску. В общем случае мы все хотим много денег и без риска, но так, увы, не бывает. Инвестиционный профайлинг является тем ключом, который позволяет определить оптимальные соотношения уровня риска и доходности для каждого конкретного клиента.

При открытии инвестиционного или брокерского счёта (по российскому законодательству) банк обязан провести тестирование инвестора и определить его инвестиционный профиль, однако обычно это делается формально. Как клиенты, так и банковские консультанты, увы, недопонимают роль инвестиционного профайлинга. Между тем это единственный способ для клиента как-то осознать себя в координатах риск-доходности и иметь хоть какую-то систему координат при инвестировании.

Предполагают, что человек, открывающий инвестиционный счёт, имеет чёткое представление, что события могут развиваться неблагоприятным образом, то есть возможны краткосрочные просадки цены. На деле далеко не все люди это понимают.

Итак, первая причина знать свой инвестиционный профиль — чёткое осознание того, что цена может пойти вниз, и что делать, если вниз она пошла. Здесь важны выдержка и понимание: нельзя паниковать и продавать акции — впали в панику, продали акции, потеряли деньги.

Вторая причина — понимание, как вы будете реагировать, если видите просадку цены акции. Здесь тоже есть правило: успокойтесь, ждите, когда цена отрастёт обратно. Причём это железное правило инвестирования на все времена. Ибо не бывает вечных империй и вечных кризисов.

Третья причина: нужно знать свой профиль инвестора, чтобы понимать, какая просадка по цене будет восприниматься спокойно, а какая — вызывать жёсткий психологический дискомфорт. Это позволит избегать вложений в активы, цена на которые имеет большой разброс вокруг ожидаемых значений, то есть с большой вероятностью существенных просадок.

И несмотря на то, что, по оценкам CFA Institute Research Foundation, инвестиционный профайлинг объясняет только пятнадцать процентов поведения инвесторов, он является единственным средством измерить свои границы в том, какие просадки цены может выдерживать человек и не впадать в панику. С другой стороны, для банка это единственный способ выстроить персонифицированный подход к клиенту, чтобы не предлагать консервативному инвестору вкладывать в активы с большим разбросом цен вокруг ожидаемых значений. И, как результат, не формировать своими руками негативное отношение к себе с их стороны.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья