ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение, Прогнозы

Цены на бензин немного снизятся, но осенью возобновят рост

Борис Соловьев

Борис Соловьев

Финансовый аналитик

Решение правительства не запрещать экспорт бензина и взамен этого заставить нефтяные компании увеличить продажу топлива на бирже пока не привело к снижению оптовых цен. Более того, биржевые котировки бензина сорта «Регуляр-92» на прошлой неделе поставили очередной исторический рекорд. Однако небольшого снижения стоимости топлива в дальнейшем все-таки ждать стоит, но уже в конце осени рост цен на топливо с большой вероятностью возобновится.

Топливные пистолеты на автозаправочной станции в Москве. Цены на бензин и дизельное топливо в Москве за неделю с 2 по 9 августа увеличились на 11-16 копеек, при этом больше всего подорожал бензин Аи-98. Кирилл Каллиников / РИА Новости
Топливные пистолеты на автозаправочной станции в Москве. Цены на бензин и дизельное топливо в Москве за неделю с 2 по 9 августа увеличились на 11-16 копеек, при этом больше всего подорожал бензин Аи-98. Кирилл Каллиников / РИА Новости

Несколько лет назад правительство и крупнейшие нефтяные компании разработали так называемый «демпфирующий механизм», суть которого заключается в том, что государство компенсирует часть недополученной нефтяниками прибыли от экспорта бензина при высоких ценах на нефть, а нефтяники делают дополнительные выплаты в бюджет при обратной ситуации. Это позволило стабилизировать внутренние цены. При этом нефтяные компании обязались не повышать цены на топливо выше уровня инфляции.

С начала нынешнего года оптовые цены на 92-й бензин, по данным Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), главной российской площадки по торговле топливом, выросли чуть менее чем на 15%. Это более чем вдвое превышает текущий уровень инфляции.

Выросли не только оптовые цены, но и розничные: если верить «Яндексу», 92-й подорожал в среднем на АЗС с начала года на 5%. Таким образом, формально нефтяники не нарушили соглашения. Но рост оптовых цен неизбежно приведет к увеличению стоимости топлива на автозаправках. Поэтому решение властей заняться этим вопросом было очень своевременным.

Причины роста оптовых цен на бензин прозаичны: топливо дорожает во всем мире. Так, в США стоимость фьючерсов на бензин с начала года выросла на более чем на 80%. Поэтому российским компаниям экспортировать топливо намного выгоднее, чем продавать его на внутреннем рынке даже с учетом демпфирующего механизма.

Рост же мировых цен вызван не только удорожанием самой нефти, но и некоторым ее дефицитом на рынке, связанным как с действиями ОПЕК+, так и с очень низкими инвестициями в нефтегазовую отрасль США, которые являются главными мировыми потребителями нефти в мире. Сейчас среднесуточный объем добычи в Штатах составляет около 11,2 млн баррелей, что примерно на 1 млн меньше, чем в допандемийном январе 2020 г.

Впрочем, цены на нефть с июля начали снижаться, и, по прогнозам многих аналитиков, нефть будет дешевле нынешних около $70 за баррель в следующем году. Естественно, это приведет к снижению стоимости бензина и дизельного топлива; в любом случае, разница между мировыми и внутрироссийским ценами будет очень высокой.

Кстати, официальной версией того, что российские власти отказались вводить запрет на экспорт бензина, и является снижение нефтяных котировок. Но это видится лишь отговоркой. Вряд ли российское Минэнерго и даже господин Александр Новак захотят всерьез ссориться с нефтяными магнатами, во главе которых стоит такая фигура, как главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин.

Потому и был принят ряд компромиссных решений, главным из которых является увеличение продажи нефтепродуктов на бирже. Есть надежда, что сработает правило: чем больше предложение, тем ниже цена. Второй по значимости мерой станет корректировка сроков планового технического обслуживания и ремонта ряда НПЗ, чтобы не допустить искусственного дефицита топлива.

Вице-премьер Александр Новак также задумал ограничить спекулятивную деятельность на бирже: запретить продажу нефти непроизводителями, а ее покупку — аффилированными с крупными НК компаниями. Последняя мера, впрочем, и так должна была действовать ранее: это вполне попадает под понятие манипулирования ценами.

Небольшая угроза для российского топливного рынка появилась со стороны Белоруссии. После того как Запад ввел санкции в отношении белорусских нефтепродуктов, власти страны с 10 августа повысили цены на топливо. Теперь в Белоруссии литр АИ-92 стоит около 60 российских рублей, и многие белорусы будут заправляться в России.

В целом же можно сказать, что господин Новак задачу-минимум выполнил: оптовые цены как минимум на какое-то время перестанут расти, а в лучшем случае и снизятся на пару тройку процентов.

Это даст возможность провести уборочную кампанию по прежним ценам на топливо, иначе рост стоимости последнего неизбежно будет заложен в цену конечных товаров аграриев, что вызовет рост инфляции. Заодно в преддверии думских выборов можно отчитаться о «заботе партии и правительства о народе», чтобы не допустить роста протестных настроений.

Но вот существенного уменьшения розничных цен ждать не следует. Многие независимые автозаправщики уже давно говорят, что продажа бензина и солярки для них убыточна. Так что падать по цене им просто некуда. Вряд ли будут снижать цены и сетевые АЗС, принадлежащие крупным нефтяным компаниям или работающие с ними по франчайзинговым схемам.

И вот тут кроется еще одна проблема. Крупным нефтяным компания все равно, на каком этапе будет генерироваться прибыль — при переработке нефти или при розничной продаже нефтепродуктов. Им выгодно держать высокие оптовые цены, чтобы выбить с рынка независимые АЗС, заставив их перейти под «крышу» конгломерата.

Примерно такую ситуацию мы наблюдали несколько лет назад, когда «Пятерочки», «Дикси» и «Магниты» убрали с улиц городов частные магазины. Теперь очередь дошла до автозаправок.

Вряд ли уместно говорить о конкуренции между крупнейшими нефтяными компаниями. Не хочется никого обвинять в картельном сговоре, но уж так у нас получается, что цены на брендовых АЗС растут практически всегда одномоментно — и на одну и ту же величину.

Так что нового витка роста цен на топливо ждать долго не придется. Скорее всего, мы увидим его поздней осенью или в начале зимы, когда картошка и зерно будут собраны и перевезены, а весьма вероятные протестные выступления населения после думских выборов затихнут.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья