ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Цифровая трансформация транспорта уже произошла

Даниил Петин

Даниил Петин

Директор по стратегическим проектам DiDi в России

Транспортная индустрия долгое время считалась консервативной. За сто с лишним лет ее существования люди пересаживались в автомобили с более мощными моторами и удобным салоном, но суть принципиально не менялась. Поэтому то, как быстро в эту отрасль сегодня проникают инновационные технологии, поражает. Электротакси, интеллектуальные сервисы по заказу поездок, развитие городской мобильности — все это признаки уже случившейся цифровой трансформации транспорта. А что будет завтра?

Глобальная сеть все сильнее сплетается с реальностью. Прямо сейчас происходит бурное развитие интернета вещей — когда к сети подключены не только люди, но и устройства. Это позволяет гораздо проще управлять техникой и делает жизнь комфортнее. Дополняется интернет вещей искусственным интеллектом и технологиями Big Data, позволяющими в реальном времени анализировать любые ситуации.

Новые технологии приходят постепенно

Для того чтобы любая технология прижилась и нашла массовых пользователей, нужно время. Взгляните на финансовый сектор: долгое время казалось, что нет ничего надежнее солидных банков с внушительными офисами, в которые ведут мраморные лестницы. Люди решали все свои вопросы походом в банк, заранее заполняли документы на снятие сколько-нибудь крупных сумм и подолгу стояли в очереди на обслуживание. Постепенно интернет и финансы переплетались все сильнее: сначала пользователи научились расплачиваться картами в интернете, потом — пользоваться мобильными переводами и удобными приложениями. А сейчас многие из нас — клиенты банков, у которых нет ни одного физического отделения. А еще мы инвестируем в ценные бумаги в перерывах между просмотром ленты Instagram.

Подобные изменения произошли и в сфере транспорта. Сейчас вызов такси при помощи смартфона — обыденная процедура для любого жителя крупного города. Но буквально 15 лет назад (уже в нашем же, казалось бы, XXI веке) такой сценарий выглядел фантастическим. Да и первыми подобными сервисами, когда они появились, пользовались только продвинутые пользователи — и то скорее из соображений любопытства, чем удобства. Например, в 2008 году в США запустилось приложение Taxi Magic — пользователи смартфонов могли вызвать такси по нажатию кнопки, без разговоров с оператором. Оно так и не взлетело.

На втором этапе развития технологии начала формироваться необходимая для ее работы инфраструктура. В это время во многих странах стали принимать законы, которые перевели отрасль онлайн-заказа поездок из экспериментальной в официальную. Параллельно преимущества новых платформ стали понимать и пользователи.

Третий этап, на котором мы сейчас с вами и находимся, наступил как раз в тот момент, когда технология стала использоваться повсеместно. Процедура вызова такси со смартфона стала максимально удобной, в приложение интегрировали картографические сервисы и чаты. Таким образом, если посмотреть по сторонам, цифровая трансформация транспорта уже наступила, просто на это еще не все обратили внимание.

Дальнейшее цифровое развитие транспорта

Пока одни тенденции уже вошли в нашу жизнь и стали привычными, другие находятся только в начале своего пути. Например, электромобили. Даже в странах, которые в плане электрификации транспорта ушли далеко вперед, их не так уж и много. Россия пока не находится в первой десятке, но активно в нее стремится: так, по планам правительства, к 2030 году доля электромобилей может достичь 15% от всего автопарка нашей страны.

По мере развития технологий можно наблюдать, как электромобили приобретают все новые преимущества по сравнению с транспортом, работающим на бензине. Так, в ноябре 2020 года международный сервис по заказу поездок DiDi совместно с автопроизводителем BYD представил первый в мире электромобиль, созданный специально для работы в такси — D1. В этом году такие электрокары уже стали появляться на улицах крупных городов Китая.

В 2021 году ряд автопроизводителей собирается презентовать как минимум 30 новых видов электромобилей — от пассажирских и до грузовых. С ростом популярности этого вида транспорта стоит ожидать еще большего разнообразия моделей. Например, поскольку электродвигатель гораздо компактнее своего собрата внутреннего сгорания той же мощности, то и развитие самих электромобилей может пойти в сторону миниатюризации. Это могут быть двухместные электрокары или небольшие грузовики для доставки заказов до двери.

Во втором случае может пригодиться еще одна тенденция, которая пока еще только начинает внедряться, — беспилотный транспорт. Она становится возможной благодаря стремительной цифровизации трафика на дорогах. Кстати, эту самую цифровизацию можно увидеть уже сейчас: ее используют приложения-навигаторы для прокладывания оптимального маршрута из пункта А в пункт Б.

Следующий за этим шаг — как раз появление на улицах беспилотных автомобилей. Лидерами в этой сфере можно считать Китай, Израиль и США, но активные работы сегодня ведутся и в России. Поведение регуляторов также доказывает переход беспилотного транспорта на новый уровень развития. В разных странах уже разрабатывают правила безопасности для роботизированных автомобилей. Когда появится правовая база и движение машин без водителей станет легальным, стоит ожидать их массового выезда на дороги общего пользования. Кстати, в последнее время в ряде государств стали активно развивать и грузовой беспилотный транспорт, преимущества которого вполне понятны: он позволит увеличить скорость доставки грузов и экологичность перевозок, а также сократить их себестоимость и аварийность.

Третья тенденция, о которой нельзя не упомянуть, — MaaS (Mobility as a service), то есть развитие мобильности в качестве сервиса. Проще говоря, в перспективе транспорт станет услугой, и основным вопросом пассажиров будет не «на чем доехать», а скорее «куда доехать». Остальное возьмет на себя единая платформа, на которой будут объединены все виды транспорта: от каршеринга, такси и электробусов до электросамокатов и сигвеев. Останется только воспользоваться ею при помощи маркетплейса.

Что нужно для технологического прорыва

Не стоит забывать, что скорость прогресса зависит от многих факторов. Так, для цифровой трансформации главные из них — это поддержка инициатив со стороны правительства, наличие правил эксплуатации новых видов транспорта и своевременное создание инфраструктуры. Важен каждый аспект. Например, разве могли сервисы по заказу поездок дойти до нынешнего уровня развития, если бы не было электронных платежей?

Более того, я уверен, что динамичное развитие транспорта невозможно без комплексной поддержки наукоемких отраслей со стороны государства и вложений в интернет-компании нового поколения. Лидируют в этом направлении Китай и США, где сейчас наибольшее количество как электромобилей, так и новых прорывных проектов. Если смотреть глубже, для достижения прогресса также необходимо уделять большое внимание образованию и подготовке молодых кадров, а также формированию законодательства, направленного на развитие технологий и внедрение инноваций.

Российские государственные программы, к слову, впечатляют. Так, на создание инфраструктуры для электромобилей до 2030 года планируется выделить около 400 миллиардов рублей. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи и Калининграде уже рассматривают вопросы строительства зарядных станций и организации бесплатной парковки для электромобилей. Более того, в июле 2021 года Минтранс РФ объявил о старте федерального проекта, в рамках которого планируется потратить свыше 800 миллиардов рублей на развитие беспилотных видов транспорта и подготовку инфраструктуры для них до 2030 года. Все это позволит нашей стране совершить серьезный рывок в развитии электрического и беспилотного транспорта.

DiDi уже участвовала в подобных проектах в Китае, и мы не понаслышке знаем, каких усилий требует создание инфраструктуры: чтобы построить сеть зарядных станций в нескольких городах Поднебесной, DiDi несколько лет работала вместе с BP, государственными энергетическими корпорациями State Grid и Southern China Power Grid, а также еще 500 партнеров. Однако и результаты этой коллаборации оказались впечатляющими — к 2020 году было построено и запущено более 60 тысяч зарядных станций по всему Китаю.

Также технологическому прогрессу способствуют и внешние факторы. Яркий пример — пандемия. Чтобы смягчить ее последствия, люди обратились к новым цифровым сервисам. Жители городов вынуждены были по-новому взглянуть на них в условиях, когда многие не могли не только добраться на работу или учебу, но и просто дойти до супермаркета. Даже те, кто никогда не пользовался видеосвязью, освоили приложение Zoom. В магазинах в сжатые сроки появилась доставка. Все это ускорило темпы цифровой трансформации. И, что самое важное, изменилось отношение людей к новой реальности. А ведь чем больше пользуются цифровыми сервисами — тем лучше условия для их дальнейшего развития.

Цифровая трансформация идет непрерывно

При этом я бы не сказал, что какое-то из направлений цифровизации отстаёт, а другое — бурно развивается. Дело в том, что у каждой компании есть стратегический план по развитию, у регуляторов уже обозначены свои приоритеты, а у пользователей имеются свои ожидания. И каждая из технологий проходит свой жизненный цикл, чтобы в определенный момент стать массовой и сделать нашу жизнь еще комфортнее.

Шаг за шагом мы идем к будущему и стремимся объединить все возможности цифрового транспорта нового поколения. Это именно та задача, с которой нужно справляться вместе, создавать партнерства и ассоциации, налаживать диалог с органами власти и обществом.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья