Чем обернутся санкции в сфере цифровых решений для российского бизнеса, как будет проходить переход на отечественное ПО и когда он завершится?
Какие риски для бизнеса несет цифровизация
В управлении цифровым развитием компании разумно применять риск-ориентированный подход и оценивать стоимость рисков для бизнеса по каждому решению. При цифровизации бизнеса или его отдельной части важно учитывать следующие моменты.
- Использование облачных решений может привести к потере данных и созданию препятствий для бизнес-процессов компании. Например, многие представители малого и среднего предпринимательства пользуются известным американским сервисом в качестве корпоративной библиотеки знаний о фирме для хранения и систематизации документов, отчего рискуют потерять информацию о своих бизнес-процессах при возникновении внештатной ситуации. Если пользоваться подобными сервисами без бэкапа и возможности выгрузить важные сведения в нужный момент, то можно в одночасье лишиться корпоративных наработок, баз знаний и другой информации, что может откатить многие корпоративные процессы далеко назад.
- При размещении на серверах существуют риски частичной потери данных. Например, некоторые компании, ушедшие из России, обладают большим количеством программного обеспечения уровня СУБД (система управления базами данных). Даже если сервер располагается «на земле», но по какой-то причине случится блокировка ключа или СУБД просто перестанет работать, то можно лишиться доступа к важным сведениям. Известны случаи, когда из-за сбоя в системе компании теряли доступ к данным о своих клиентах, а сайты госучреждений «лежали» несколько недель.
Цифровые риски в текущих реалиях санкций — это минное поле, на котором можно «подорваться» в любую минуту с весьма серьезными последствиями. Опасность полной или частичной остановки определенных бизнес-сегментов и потери данных может нести любое иностранное ПО, установленное на компьютерах и локальных серверах, а также применение иностранных облачных решений.
Анализ рисков проекта: как обезопасить себя от негативных последствий блокировки иностранного ПО при цифровизации
Самое первое, что нужно сделать, — настроить резервное копирование основных облачных блоков и критически важных ресурсов «на земле». Например, можно дублировать важные сведения в отдельном безопасном хранилище данных — это оптимальное и наиболее эффективное решение при наличии финансовых ресурсов.
Провести анализ рисков для вашей IT-инфраструктуры или используемого ПО. Для начала могу порекомендовать составить план управления рисками и заполнить реестр рисков. Заполнение базовой документации по рискам проекта позволит оценить их стоимость в рамках количественного анализа, а также выработать стратегию реагирования и управления данными угрозами.
Всегда оценивайте возможные риски решения: что будет, если что-то сделать или не сделать. Например, проанализируйте: станет ли для вас критичным отключение той или иной цифровой системы. Если из-за отключения ваш бизнес потеряет 100 млн рублей с вероятность наступления такого риска 50% (итого оценка величины риска составляет 100 млн рублей * 0,5 = 50 млн рублей), а внедрение альтернативного решения обойдется в 10–20 млн, то есть смысл внедрить такой вариант на случай неблагоприятных событий.
Также стоит смириться с потерей знакомых, понятных и удобных заграничных решений и уже сейчас искать альтернативные отечественные аналоги, которые могут не полностью, но хотя бы частично покрыть функционал иностранного программного обеспечения. Основная сложность в том, что многие российские разработки эффективны только точечно. Им не хватает продуктовой системности и возможности сочетаться с другими решениями (такая возможность либо не поддерживается, либо тяжело настраивается).
Нужно ли сейчас переходить на российское ПО
Каждая компания должна проанализировать свои потребности и возможности, чтобы принять обоснованное решение о переходе на российское ПО. В целом цифровизация бизнеса строится на двух принципах:
- Законодательные решения, обязательные для выполнения. Например, указы президента РФ № 166 и № 250 предписывают бизнесу и госструктурам прекратить использование программного обеспечения из недружественных стран. Причем, это касается не только объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ), но и прочих сфер. Такие меры приняты для укрепления кибербезопасности.
- Собственное желание перейти на российское ПО, исходя из бизнес-процессов и целей фирмы. Если риски от использования иностранного ПО минимальные и нет критических последствий, то небольшой организации нет смысла экстренно переходить на отечественные разработки, можно пока пользоваться спокойно тем, что работает на территории РФ. Самое оптимальное — это предотвратить неожиданное отключение ПО и проработать несколько альтернатив на всякий случай в качестве «плана Б».
Что изменилось для отечественных компаний с необходимостью перехода на российское ПО
Крупнейший бизнес, представленный в основном государственными корпорациями, активно реализует стратегию перехода на российское программное обеспечение. Согласно прогнозам, к 2025 году на новое ПО перейдут две трети компаний, причем доля таких продуктов будет составлять от 80%. Российские банки продлили план перехода до 2027 года — этот процесс будет контролировать Центральный банк Российской Федерации.
Средние и крупные коммерческие организации сейчас постепенно отказываются от использования программного обеспечения Microsoft Dynamics CRM (серверные версии) для управления взаимоотношениями с клиентами, поскольку разработчик прекратил поддержку продукта в России. Например, девелоперский бизнес и ряд смежных компаний плавно переходят с Dynamics на отечественное решение, которое пока не имеет рабочих аналогов.
Многие фирмы пришли к пониманию, что сегодня стратегически безопаснее размещать критически важные системы и информацию «на земле», а не в облаке, доступ к которому могут отключить в любой момент.
Однако в этом вопросе существует и обратная сторона: помимо санкций в отношении поставок программного обеспечения существуют ограничения, связанные с ввозом в страну высокотехнологичных продуктов, в том числе серверов, чипов и т. д. При этом небольшим компаниям покупка нового серверного оборудования не по карману, и они часто смотрят в сторону б/у решений.
Какие существуют альтернативы иностранному ПО
Уход западных вендоров привел к необходимости искать альтернативные решения, с которыми существуют определенные проблемы: чаще всего — финансовые. Например, чтобы компании внедрить в работу BI-систему российского производства, потребуются миллионы рублей и привлечение дополнительных специалистов, поскольку это длительный и затратный процесс.
В России уже работают девелоперы, поставляющие программные решения не только в крупные госкомпании, но и для малого и среднего бизнеса. Например, существует ПО, основанное на концепции self-service, то есть ориентированное на пользователя и позволяющее создавать аналитические отчеты, модели данных, визуализации без помощи программистов и сложного backend-решения.
Конечно, существуют open source решения, но они требуют большей работы с инфраструктурой и определенного вовлечения — одного аналитика бизнесу точно не хватит, потребуются специалисты для frontend-отображения отчетов и построения системы обработки и хранения данных, сложность которой зависит от задач аналитики и специфики бизнеса.
Последствия ухода иностранного ПО для бизнеса
Сегодня все государственные корпорации могут закупать программное обеспечение исключительно из специального реестра, одобренного софта от Минцифры. А если нужного ПО в реестре нет, то его не получится купить и внедрить. Иными словами, если организация, производящая российское ПО, хочет поставлять продукты госкорпорациям, то ей необходимо сначала попасть в этот реестр.
Наличие IT-программы в реестре Минцифры дает много плюсов:
- преимущество при участии в госзакупках;
- получение грантов от правительства;
- освобождение от НДС;
- льготное кредитование.
Но для попадания в реестр автор и его разработка должны соответствовать ряду требований.
Главный документ, на основании которого был создан реестр, — Постановление Правительства РФ № 1236. В нем утвержден порядок формирования и внесения одобренного продукта в реестр.
Еще одно последствие ухода иностранного ПО — завышение цен на информационные продукты многими отечественными разработчиками, поскольку со стороны государственного корпоративного бизнеса, то есть крупных компаний, существует постоянный спрос на программное обеспечение. А не такие платежеспособные малые и средние фирмы часто не могут купить дорогостоящее ПО.
Соответственно, существует риск дальнейшего удорожания отечественных разработок, что приведет к цифровой дифференциации и даже некой дискриминации, когда у одних игроков будет доступ к технологиям, а у других — нет.
Поэтому вероятно, что малый бизнес будет закупать определенные решения (например, продукты Microsoft) через третьи страны на свой страх и риск, не имея другой альтернативы. При этом в ближайшие годы мы увидим большое количество стартапов, ориентированных на малые компании через небольшие чеки и доступный комплексный сервис.
В целом уход от использования иностранного программного обеспечения несет как позитивные, так и негативные последствия для российского бизнеса. Среди положительных моментов можно отметить следующие:
- Независимость от внешних поставщиков. Используя российское ПО, организации снижают свою зависимость от иностранных поставщиков и технологий, что предотвратит возможные проблемы при санкциях или геополитических конфликтах.
- Поддержка отечественной IT-индустрии. Переход на российское ПО способствует развитию отечественной IT-индустрии, создавая новые возможности для местных разработчиков и фирм.
Отрицательные последствия:
- Технологические ограничения. Российское ПО пока еще не такое функциональное по сравнению с иностранными аналогами, что ограничивает некоторые возможности компаний и их конкурентоспособность на мировом рынке.
- Высокие затраты на переход. Переход требует значительных инвестиций в обучение персонала, обновление систем и разработку новых процессов, что влечет за собой дополнительные затраты.
Хоть качество ПО российского производства пока что не дотягивает до уровня иностранных разработчиков, сегодня существует большая перспектива стремительного развития данной IT-сферы.
При этом важно, чтобы создание и внедрение цифровых продуктов происходило в связке с «простым» бизнесом, а не с ориентацией на крупные и госкорпоративные контракты. В любом случае в ближайшее время больше всех будет страдать потребитель, на плечи которого лягут все дополнительные затраты на разработку и внедрение ПО.
Конечно, полный переход на отечественное программное обеспечение невозможен (да и не нужен), но соотношение 80% российского ПО и 20% решений из дружественных стран вполне реальное и работоспособное. Вероятно, что переход на плюс-минус такие цифры в российском бизнесе состоится к 2027–2028 году.