ENG
Перейти в Дзен
Технологии

Цифровизация медицины как бизнес

Закон об удаленной медицинской помощи принят, но на медицинском рынке говорят о новых нишах и призывают не концентрироваться только на телемедицинских решениях. Искусственный интеллект, роботы-помощники и блокчейн — к этим сегментам советовали инвесторам присматриваться участники прошедшей 3 апреля в Москве ежегодной конференции M-Health Congress. Телемедицину же советовали оставить крупным компаниям, в том числе технологическим.

Фото: pixabay.com

Даешь чат-боты!

В ближайшем будущем искусственный интеллект изменит формат удаленной коммуникации клиентов с медклиниками — место колл-центров и операторов займут умные роботы или чат-боты в смартфонах пациентов. Уже сегодня бизнесу стоит развивать именно это направление, а не делать ставку на мобильные приложения, уверен основатель проекта Endurance Георгий Фомичев.

По состоянию на 2017 год в мире работает более 100 тысяч чат-ботов, большинство из которых были созданы на основе Facebook-мессенджера, и рынок ждет взрывной рост.

«Отправной точкой станет момент, когда Whatsapp сделает открытое API для мессенджера, тогда рынок взорвется. И это будет финальный аккорд, к 2022 году чат-боты появятся практически у всех», — уверен Георгий Фомичев.

Для медицинского бизнеса использование чат-ботов решит проблему сокращения расходов на персонал, также чат-бот поможет снизить расходы за счет отказа от платных смс-рассылок с напоминаниями, которые заменят автоматические push-уведомления. И все это — без потери качества обслуживания.

«Всем нужен быстрый ответ на вопросы, все мы хотим меньше думать, и это тенденция последних 10-15 лет», — объясняет Георгий Фомичев.

Вместо звонка в клинику будет достаточно написать один короткий вопрос в мессенджере. Решает чат-бот и задачу записи к врачу, предварительного сбора анамнеза перед посещением специалиста, а также помощи в подборе курса лечения и напоминания о приеме лекарств.

«Чат-бот работает 24 часа 7 дней в неделю, повышая индекс удовлетворенности пациента по сравнению с колл-центром», — говорит Георгий Фомичев.

Вотчина крупных компаний

Разработчики удаленных решений для мониторинга состояния здоровья пациентов рискуют столкнуться в России с неплатежеспособным спросом и трудностями интеграции с клиниками, предупредил генеральный директор компании Medesk Владимир Ковальский. Полагать, что пациент начнет тратить деньги на телемедицину и на этом можно будет построить бизнес, — слишком рискованно. Основные деньги на цифровом рынке здравоохранения в России находятся в сегменте B2B, на клиентах-частниках заработать тяжело.

Телемедицина как отрасль получила мощный импульс развития в США 10-15 лет назад на волне сокращения расходов на медицинское обслуживание, напоминает он, и на рынке изначально был большой бюджет, с которым можно было работать, выстраивая чуть ли не в любом из сегментов миллиардные компании.

«Цифровое здравоохранение основано на огромных расходах на медицину: в США на человека тратится около $8000 в год, у нас эта цифра в десять раз ниже», — уточняет Владимир Ковальский.

Сегмент телемедицины в России в итоге станет вотчиной крупных компаний с сильными брендами, которые смогут завоевать доверие розничного клиента. По его мнению, не всем игрокам вообще стоит заходить в телемедицину — это не единственный сегмент, где можно заработать.

«Нужно смотреть на модели, где есть реальный платежеспособный спрос, а это страховщики, корпоративные клиенты, медклиники», — говорит Владимир Ковальский.

Так, компания Medesk обеспечивает клиникам облачную систему управления процессами и данными, а также позволяет интегрироваться со страховыми компаниями, лабораториями, производителями медоборудования и прочими участниками сферы здравоохранения. Также он советует присмотреться к другим нишам в медицине: например, к борьбе с конкретными видами заболеваний или аналитике данных.

«Структурированные данные по раковым больным — очень ценный актив. В США одна полная карта по раковому больному стоит $10 000. Целые компании строят бизнес на том, что дают раковым больным бесплатную диагностику, второе мнение врачей, лишь бы получить эту карту и затем сделать по ним аналитику для большой фармы», — резюмирует Владимир Ковальский.

Головокружение от технологий

Среди участников конгресса мало кто спорил, что текущая модель здравоохранения исчерпала свои возможности. С подобной проблемой сталкиваются во всем мире, в том числе из-за увеличения численности населения и роста продолжительности жизни.

«Люди стали жить дольше, счастливее и лучше, и это хорошая новость, но для бюджетов здравоохранения это действительно проблема, — говорит управляющий партнер «РМИ Партнерс» Максим Горбачев. — К 2020 году 13% всего населения земли будет старше 60 лет, а в развитых странах показатель окажется еще выше. Текущая модель несостоятельна, новые технологии как раз и должны привнести в нее существенные изменения».

Говорили и о том, что новые технологии зачастую совершено не отвечают реальным потребностям и запросам рынка здравоохранения, по крайней мере в государственном сегменте.

«Как компания, которая работает в госсекторе, мы замечаем, что это несколько напоминает пир во время чумы», — говорит заместитель директора по развитию бизнеса К-МИС Александр Гусев.

По его словам, те проблемы, которые есть в здравоохранении, у врачей, и те информационные технологии, что приходят в отрасль, крайне редко коррелируют между собой. Если в тех же Штатах развитие телемедицины подстегнула необходимость снизить стоимость услуги, исключив очное посещение врача, в России таким стимулом рискует скорее стать снижение объема медицинской помощи в рамках государственного здравоохранения.

«Снижение соцобязательств государства может привести к тому, что массовый потребитель не сможет получать помощь в привычном формате. Именно такой потребитель окажется объектом для приложения новых медицинских технологий», — говорит руководитель проекта «Здоровье» в Mail.Ru Group Евгений Паперный.

Фактически, уточняет он, на обслуживании тех людей, которых не дообслужит государство, и будет строиться бизнес-модель новых стартапов, компаний и проектов.

Перед частными клиниками уже сегодня стоит задача повышения эффективности работы врачей, уточняет руководитель телемедицинского сервиса «Мобильный доктор» Альберт Муртазин. Это формирует спрос на системы поддержки принятия решений на основе искусственного интеллекта (такие сегодня на рынке уже применяют клиники, в том числе «Медси» и «Семейная»).

«Это позволяет ускорить процесс принятия решения, а также обезопасить клинику от врачей, которые чего-то не знают. Врачам можно платить меньше и требовать от них в каком-то смысле меньшей квалификации», — говорит Альберт Муртазин.

Например, это может быть опросник, после заполнения которого врач получает вероятные диагнозы.

Остается нерешенной, правда, проблема недостатка эмпатии со стороны врачей: справиться с ней помогают телемедицинские платформы и специальные онлайн-клиники, существующие скорее для того, чтобы поговорить с врачом, и в меньшей степени — чтобы ставить диагноз, уточняет Альберт Муртазин. Сложнее с проблемой доверия, которая также крайне актуальна. Последнюю могло бы решить использование технологии блокчейн — например, для хранения данных пациентов.

Однако, полагает глава Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям в Госдуме РФ Артем Кольцов, внедрение блокчейна в медицине вряд ли будет быстрым. Реально технология может быть интегрирована в отрасль не ранее чем через 6-10 лет, пока же ее использование скорее удел финтеха.

«Отрасль здравоохранения пока не про digital вообще, не про искусственный интеллект и не про блокчейн», — резюмирует Артем Кольцов.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья