ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Это интересно

Цифровизация не заменит: в чем уникальность социальных координаторов

Елена Эльсалиева

Елена Эльсалиева

Автор проекта «Бережная коммуникация», Советник Губернатора Ленинградской области по направлению деятельности «Социальная политика и здравоохранение», руководитель «Похоронного дома No 1» (г. Санкт-Петербург)

Согласно данным Jobs of Tomorrow, более 75 млн людей в мире могут стать безработными из-за роботизации, автоматизации и цифровизации в целом. Многие профессии сильно изменятся или вовсе исчезнут, но точно останутся актуальны те, где человеку нужен человек, например, социальные координаторы. Как на эту профессию влияют современные технологии и вызовы времени? В чем ее уникальность?

Фото: Gabrielle Henderson / Unsplash

Человеку нужен человек

Социальное координаторство — новое явление в нашем обществе. Часто его путают с работой сотрудников социальных служб. Социальные работники — это специалисты, помогающие незащищенным слоям населения. Они оказывают помощь пожилым людям по дому, приносят продукты из магазина и выполняют другие полезные функции.

Но помимо этого помощь требуется и другим категориям населения. Бывают случаи, когда человек молод, но ему приходится сталкиваться со сложными вопросами, и он, нуждаясь в помощи, часто оказывается вне сферы внимания социальных служб. Он мог слышать, что в его ситуации положена определенная поддержка или льготы, но не знает, в какое учреждение ему обратиться, чтобы получить комплексную и компетентную помощь. Рядом с ним нет нужного специалиста.

В связи с событиями последних полутора лет появились новые категории населения, которым нужна помощь тех же социальных служб, но она уже не ограничивается бытовыми вопросами. Возникла потребность в специалисте, который знает, где и как получить нужные документы, как записаться к врачу, как найти нужных людей и контакты для получения положенных мер поддержки.

Конечно, в этом могут помочь современные технологии: существует множество цифровых информационных ресурсов, которые предоставляют людям решения по широкому кругу вопросов. Но чем больше становится таких автоматизированных помощников, тем больше возрастает потребность в человеке, который поможет в этом разобраться. И здесь людям, нуждающимся в поддержке, на помощь приходит социальный координатор.

Это специалист, работающий в государственных учреждениях и комплексно помогающий людям в решении различных жизненных ситуаций. Социальный координатор — многофункциональный помощник. Он не только рассказывает человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, какие льготы положены, как их получить, но и направляет, консультирует, сопровождает его на всем пути. То есть не оставляет человека один на один со своей проблемой.

Вызовы времени свидетельствуют о том, что наравне с цифровизацией востребован и человек. Пока еще нет общедоступных программ обучения социальному координаторству для всех желающих, но есть четкий список качеств, которыми должны обладать такие специалисты.

Компетентный и бережный специалист

Более десяти лет я руковожу похоронным домом, помогаю людям в самые сложные моменты в жизни. Знаю не понаслышке, как сложно строить общение с человеком, который оказался в трудной жизненной ситуации. Поэтому всех сотрудников своих отделений обучаю бережному общению, а также делюсь своими знаниями со специалистами из разных отраслей.

В работе специалиста, который помогает другим людям, ценно не только знание маршрута помощи и сопровождение человека на всем этом пути. Работникам помогающих профессий необходимы специальные навыки общения, потому что еще в процессе оказания помощи важно не навредить моральному и психологическому состоянию человека.

Главное — уметь слушать, слышать и понимать собеседника. Нужно бережно относиться к чувствам человека, нуждающегося в помощи, и сохранить за ним право испытывать эмоции, соответствующие ситуации.

Социальному координатору необходимо уметь понять позицию человека и найти решения, которые принесут пользу обратившемуся за помощью. А еще важно научиться устанавливать контакт и поддерживать доверие с человеком на всем пути оказания этой помощи. То есть социальный координатор должен владеть навыками бережной коммуникации и желание помочь должно быть основной целью его взаимодействия с человеком.

Инструменты бережной коммуникации понятны и доступны. Им можно обучиться, их можно передать. Такая коммуникация необходима там, где нужно взаимодействие человека с человеком. Это общение позволяет не выгорать в работе. Оно полезно и тем, кто получает помощь, и тем, кто помогает.

Бережная коммуникация подразумевает желание помочь и принести человеку пользу, именно поэтому бережность — это про профессионализм. Некомпетентный специалист не может быть полезным в решении различных вопросов. Благодаря бережному общению он вызывает на себя меньше негатива и раздражения со стороны человека, которому помочь нельзя. Но даже в таком случае социальный координатор никогда не скажет категорическое «нет». Он исследует вопрос, предложит альтернативу или тактично и бережно объяснит, почему сейчас обстоятельства складываются так, что определенную льготу или услугу получить невозможно.

Социальный координатор создает атмосферу, в которой человек чувствует, что его слушают и слышат, что ему хотят помочь и видит перед собой не просто сотрудника, выполняющего работу для галочки, а специалиста, который готов помочь и делает это искренне.

Уникальный кадр

Работу социальных координаторов можно назвать уникальной, ведь она является сочетанием твердого стремления решать возникающие вопросы в пользу человека, обратившегося за помощью, и мягкого, бережного отношения к людям в целом.

Цифровизация важна. Хорошо, что многие люди могут получать услуги не выходя из дома, но некоторым по-прежнему нужна помощь в том, чтобы разобраться в алгоритмах доступных цифровых решений. Попав в сложную жизненную ситуацию, человек испытывает стресс. У него снижается концентрация внимания, иногда он не может принимать взвешенные решения. В этот момент особенно важно иметь возможность обратиться к человеку, который поможет получить необходимую услугу.

Социальный координатор — человек, дополняющий цифровые сервисы, помогающий ими воспользоваться. Такой специалист — это единое «окно» для решения разного рода вопросов, это человеческое воплощение межведомственного взаимодействия. Это уникальный специалист, который сохраняет веру в главное — в человечность. Уверена, что в ближайшее время эта профессия обретет свой профессиональный стандарт и программы обучения станут доступны всем желающим.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья