Рынок девелопмента становится все более технологичным: в 2022 году его ждет еще более масштабная и стремительная цифровая трансформация. Поговорим о ключевых трендах и новых технологиях в недвижимости.
Клиентские сделки в режиме онлайн
Весь путь клиента — от первого контакта до передачи прав собственности и управления квартирой — уже происходит онлайн, и эта тенденция будет только набирать обороты. Пандемия способствовала настоящему прорыву в сфере цифровых сделок, и, на мой взгляд, число сервисов, помогающих девелоперам продавать дистанционно, продолжит расти. К этому процессу подключатся и банки, которые готовы предоставлять свои услуги в полностью удаленном формате.
При этом в онлайн перейдут не только процессы показа и купли-продажи недвижимости, но и все последующие шаги. Поэтому наша внутренняя система позволяет уже сейчас сопровождать покупателя на всех этапах сделки — и мы видим в этом большие перспективы как для клиентов, так и для компании.
Цифровизация технологий строительства и бизнес-процессов
Вместе с переходом в онлайн большинства клиентских взаимодействий мы наблюдаем и стремительную цифровизацию самого рынка недвижимости. Она происходит во многих направлениях, наиболее заметно — в маркетинге и строительстве. При этом рынок становится все более технологичным не только в крупных мегаполисах, но и в регионах. Так, например, заметно активное внедрение BIM-технологий за пределами столиц: есть вероятность, что все больше застройщиков по всей стране перейдут на это цифровое решение уже в обозримом будущем.
Новые технологии будут использоваться и во внутренних бизнес-процессах девелоперов. Уже сегодня большие данные позволяют эффективнее производить мониторинг рынка и прогнозировать спрос для своевременного наращивания продаж и получения большей прибыли. Инновации охватывают и более рутинные операции: компании активно внедряют безбумажный документооборот, а возможности виртуальных кабинетов позволяют контролировать аутентичность авторства всех подписанных в ходе сделки документов, в том числе с помощью цифровых подписей.
AR и VR
Технологии дополненной и виртуальной реальности станут еще популярнее и востребованнее на рынке недвижимости. При проектировании и строительстве зданий будут активно применяться AR-решения, а VR-туры позволят визуализировать объекты и интерьеры, а также кастомизировать последние под запросы конкретного покупателя.
Подобные 3D-туры открывают новый уровень клиентского опыта: теперь покупателю не нужно придумывать, как будет выглядеть его будущая квартира — ее можно увидеть, фактически побывав в помещении (только онлайн).
Внедрение технологий виртуальной реальности также способствует увеличению числа онлайн-сделок, расширяя географию клиентов девелопера и способы взаимодействия с ними.
Развитие технологий «умного дома»
Еще одна важная для рынка тенденция — развитие технологий «умного дома». Инженерные системы, телеметрия, аварийные и охранные датчики, контроллеры движения и шума, управление техникой и освещением, системы безопасности и биометрический контроль доступа — это еще не полный перечень опций, которыми оснащаются новые объекты. При этом управлять всем этим можно с помощью одного приложения на смартфоне.
Дальнейшее развитие систем «умного дома» и «умных квартир» положительно влияет на более активное использование голосовых помощников в девелопменте. Покупатели, уже привыкшие к ежедневному диалогу с Siri или Алисой, готовы платить за то, чтобы подобные виртуальные друзья с более широким функционалом были уже «встроены» в их квартиры. Через несколько лет никто не удивится, если голосовые помощники будут не только включать приборы и регулировать освещение в квартире, но и выполнять вполне «человеческие» задачи вроде записи на прием в управляющую компанию, заказа пропуска на автомобиль, вызова сантехника или клининга.
Создание приложений-экосистем
Одна из ключевых задач для дальнейшего развития технологий в девелопменте — создание единой бесшовной среды для клиента, в которой он мог бы реализовать все свои потребности в одном месте и в несколько кликов. Лидеры PropTech-отрасли стремятся объединять все свои сервисы в одном супераппе. Наше мобильное суперприложение стало одним из первых подобных примеров на рынке девелопмента, и мы уверены, что уже в ближайшем будущем многие крупные застройщики будут стремиться к созданию и развитию собственных суперсервисов.
Подобные решения становятся единой точкой входа в экосистему компании и позволяют сопровождать клиента на всех этапах взаимодействия: от выбора объекта для покупки до комфортного проживания в квартире. Особенно важно, что все взаимодействие происходит в рамках одного приложения, — такой подход позволяет нам всегда быть рядом с нашими клиентами и максимально оперативно решать их запросы.