ENG

Перейти в Дзен
Технологии

Цифровой профиль школьника: досье на всю жизнь

В России интеграция компьютерных технологий в обучение широко реализуется на самом высоком государственном уровне. В декабре 2020 года в ходе осуществления федерального проекта по внедрению в стране электронной образовательной среды правительством было принято постановление о начале эксперимента по созданию цифровых профилей обучающихся. Нововведение вызвало неоднозначную реакцию в российском обществе. Одни смотрят на него с оптимизмом, другие критически воспринимают подобные инновации.

Художник: Юрий Аратовский
Художник: Юрий Аратовский

Что такое цифровой профиль обучающегося?

В рамках государственной информационной системы «Моя школа» начнет функционировать сервис, позволяющий создавать и пополнять базу данных о каждом гражданине России на всех ступенях получения им образования, начиная от детского сада и заканчивая вузом.

В федеральную базу данных будет заноситься вся информация об успеваемости, участии в конкурсах, олимпиадах, конференциях, кружковой активности, а также замечаниях преподавателей. Сведения могут дополняться на основании данных из актуальных реестров федеральных и местных органов исполнительной власти и других государственных информационных систем.

Эффективность сервиса будет определена в ходе общероссийского эксперимента, который планируется запустить в государственных учебных заведениях с начала 2021–2022 учебного года.

«С одной стороны, бумажные носители недолговечны. С появлением цифровых профилей все достижения школьников — грамоты, дипломы об участии в конкурсах и олимпиадах, благодарственные письма за волонтерскую деятельность — будут упорядочены, не затеряются на полках, не испортятся со временем. К ним всегда можно будет получить доступ. Это удобно, например, при переводе ученика из одной школы в другую — наличие необходимых сведений в общей базе данных позволит избежать длительного сбора документов. А при поступлении в университет абитуриенту не придется приносить с собой внушительную папку, делать копии аттестатов — информация о нем будет передана сразу в высшее учебное заведение, и это облегчит процесс для обеих сторон», — рассказывает Наталья Валентиновна Локалова, директор городской основной и старшей Ломоносовской школы.

Как будет проходить эксперимент?

Концепция цифровых профилей обучающихся была разработана в Министерстве просвещения Российской Федерации по поручению вице-премьера Дмитрия Чернышенко. В апреле 2021 года проект поступил на согласование в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Эксперимент будет проводиться в учебных заведениях страны всех уровней. Его завершение запланировано на конец 2022 года.

Создание персонального цифрового профиля будет в обязательном порядке осуществляться уже на начальных этапах обучения — при поступлении в первый класс школы или в детский сад, то есть при первом обращении гражданина за оказанием образовательной услуги.

В соответствии с проектом Министерства просвещения Российской Федерации, он должен представлять собой единый элемент идентификации ученика, благодаря которому из соответствующей реестровой записи можно будет получить информацию по всем актуальным и проверенным данным, касающимся образовательного процесса.

Благодаря тому, что цифровой профиль предоставит возможность сохранения детальной информацию об учащемся: текущих оценках, способности к обучению, индивидуальных особенностях, интересах и предметных предпочтениях, посещении кружков на протяжении всей его жизни, — станет невозможным «начать образование с нуля», поменяв место учебы.

Неоспоримым достоинством создания единого реестра цифровых профилей обучающихся является возможность избежать накопления и дублирования гигантских массивов данных в различных государственных системах.

Эксперимент предусматривает создание особой инфраструктуры. Важным ее элементом будет, по словам министра просвещения Сергея Кравцова, «белый» интернет для школьников. В нем можно будет использовать альтернативные контролируемые государством варианты всех необходимых инструментов, начиная от мессенджеров и социальных сетей и заканчивая поисковыми системами.

«Цифровые портфолио — новый тренд тотальной оцифровки нашей жизни. Они включают лишь малую долю тех данных, которые собирают о нас государственные сервисы и корпорации. Конечно, возможна утечка. Но если кража информации о штрафах ГИБДД, поездках или полетах может подпортить жизнь гражданину из-за мошенников, то утечки данных из цифровых портфолио стоит бояться в последнюю очередь: история в браузере, лайки в соцсетях или данные об онлайн-покупках скажут о вас куда больше, чем отметки по географии. Полностью отказаться от формирования цифровой биографии, пока вы пользуетесь услугами школы, технически тяжело», — убежден Антон Сажин, основатель образовательной онлайн-платформы CoreApp, выпускник «Рыбаков Фонда».

Цифровое портфолио

Эксперимент предполагает создание дополнительных баз данных в федеральных реестрах. В одной из них будут храниться электронные портфолио обучающихся, в которых будут помещаться сведения об успехах учащегося при освоении учебных программ различных уровней образования.

В настоящее время и в российских, и в зарубежных учебных заведениях широко используются виртуальные средства связи с родителями, прежде всего виртуальные дневники. Они позволяют оперативно в режиме онлайн получать информацию об успеваемости ребенка и при необходимости вносить коррективы в процесс его воспитания и обучения.

Сюда сможет вноситься дополнительная информация, никак не связанная с учебным процессом. Предполагается, что цифровые портфолио будут содержать в первую очередь сведения об успехах человека, полученных в сферах образования, спорта и культуры.

«Цифровая биография позволит более объективно оценивать учеников. Плюсы ощутят сильные и мотивированные школьники. Данные об их успехах заинтересуют работодателей и высшие учебные заведения. Это повысит шансы на поступление в ведущие вузы страны. Цифровые истории детей, которые не могут похвастаться выдающимися результатами, могут стать аналогом “плохих кредитных историй”. У школьников не будет шансов на ошибку, а это опасно: мы все (тем более дети) учимся на ошибках. Нельзя запрещать выходить за рамки, испытывать этот мир на прочность. Инновации рождаются не там, где все действуют строго по правилам, а там, где есть пространство для маневра в обход устоявшихся норм. Поэтому я считаю, что у граждан должно быть право на “цифровое забвение”», — утверждает Антон Сажин (CoreApp).

Согласно концепции Минпросвещения, формирование единой цифровой образовательной базы в России носит обязательный характер. Планируется создание сервиса по получению цифровых согласий граждан на обработку персональных данных, полученных из цифрового профиля. Несмотря на уверения Минпросвещения, что в ходе эксперимента цифровые профили будут заводиться на школьников только с согласия родителей, неизвестно, насколько долго продлится добровольное внесение данных об успеваемости в федеральный реестр. Не исключена возможность, что после окончания экспериментальной фазы создание электронных профилей будет производиться независимо от согласия родителей.

«Если цифровые профили станут применять повсеместно, получится, что они будут формировать некий социальный рейтинг школьников. В конечном счете это приведет к очередной гонке за призрачным результатом, за идеальностью, что только повысит тревожность ребенка, лишит его права ошибаться и учиться на собственных ошибках. Главным смыслом станет безупречная репутация вместо творческого подхода, новых идей и всего остального, что сейчас ценит большинство крупных работодателей и ведущих компаний. Пока проект Минпросвещения носит экспериментальный характер, соответственно, участие в нем добровольное. По последней информации, обязательного перевода данных в цифровой формат для всех школьников не планируется. Заводить на ребенка цифровой профиль или нет — будет зависеть от родителей, которые вправе отказаться. Тем более, по закону о защите персональных данных, у нас нельзя использовать личные сведения о ребенке без согласия родителей», — резюмирует Наталья Валентиновна Локалова, директор городской основной и старшей Ломоносовской школы.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья