ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Цифровой путь: как сделать медицинскую помощь ближе и доступнее

Максим Чернин

Максим Чернин

Сооснователь, председатель совета директоров МК «Доктор рядом»

Распространение коронавирусной инфекции сохраняется в качестве приоритетного вызова для системы здравоохранения. В новых условиях изменился объем и доступность медицинских услуг. По словам главы Минздрава, на первый план вышли задачи по коммуникации пациентов с медицинскими работниками и системой здравоохранения в целом.

Владимир Астапкович / РИА Новости

Нужно сказать, что взаимодействие граждан с системой здравоохранения далеко не всегда является тривиальным процессом.

До того как терапия будет назначена, пациент проходит целую цепочку взаимодействия в первичном звене. Терапевт направляет пациента на анализы, с ними он возвращается на повторный прием к терапевту, следующий возможный шаг — прием у профильного специалиста. Снова сдача анализов или проведение исследований и возврат к записи на повторный прием у профильного специалиста и так далее.

Врач во время приема значительное время тратит на опрос пациента и заполнение его электронной медицинской карты, сокращается время на постановку диагноза и назначение терапии.

Для здравоохранения — это рост нагрузки на врачей, снижение показателей доступности и качества бесплатной медицины.

Смена навигации 

Ориентированность на пациентов и их удовлетворенность становится приоритетом пациент-ориентированной модели, на которую переходит здравоохранение.

Логично предположить, что необходимые решения лежат в области автоматизации навигации пациента при взаимодействии с системой здравоохранения. ИТ-инновации позволят контролировать все этапы оказания помощи — от управления записью на прием к врачам до процесса диагностики, постановки диагнозов и лечения, а также взаимодействия субъектов здравоохранения.

Системная реализация такого подхода повысит эффективность планирования в здравоохранении, качество и полноту терапии для разных нозологий и отдельных пациентов, уровень приоритезации важного направления — превенции и предиктивного анализа состояния здоровья пациента. Помимо перечисленных преимуществ автоматизация взаимодействия пациента и врача обеспечит решение еще одного болезненного вопроса для регионов. Запись на дистанционный прием у врача телемедицины сделает доступными консультации у узкопрофильных врачей за счет использования ресурса специалистов других регионов.

Накапливаемые большие данные во взаимодействии «пациент — система здравоохранения» используются пока достаточно слабо. Хотя необходимые наработки существуют. Технологии машинного обучения, элементы ИИ при обращении пациента в медицинское учреждение способны детально «опросить» его по сути проблемы. Это повышает эффективность следующего приема у врача как в части затрачиваемого времени на консультацию, так и полноты информации. На базе автоматизированного алгоритма анализа информации определяется последующая логистика для пациента — запись к терапевту (педиатру), к узкому специалисту, инициирование вызова врача на дом.

Таким образом обеспечивается четкий процесс навигации обращений для всех пациентов, интеллектуальный выбор оптимального пути получения услуги, автоматизированный контроль процесса. Срезаются лишние углы в маршрутизации пациента. Например, если требуются результаты анализов для эффективного приема у врача, а ситуация не требуется срочного приема, то система предварительно направит пациента на сдачу анализов до приема у врача.

Кстати, во многих странах возможности в части постановки диагноза и назначений у врача телемедицины и врача, ведущего прием очно, схожи. В нашей стране требуется либерализация законодательства — нужно разрешить постановку диагноза дистанционно, назначение терапии, выписку лекарств, открытие и закрытие больничного листа.

Что дальше 

В июле 2022 года на форуме Агентства стратегических инициатив я представил Президенту России доклад о том, как может быть технологизирована услуга оказания медицинской помощи при взаимодействии гражданина и системы здравоохранения. В августе был опубликован перечень поручений Президента по итогам форума, в которых нашли отражение два наших предложения. Среди них — внесение в законодательство изменений, предусматривающих сбор и обработку клиниками сведений о пациенте с применением цифровых сервисов перед посещением клиники, а также распространение этого опыта на медицинские учреждения.

Реализация этих решений станет началом значимого движения в области технологизации предоставления услуг медицинскими учреждениями на благо как самого пациента, так и системы здравоохранения в целом.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья