Развитие цифровой экономики в нашей стране сегодня — один из ключевых трендов трансформации экономики традиционной. Цифровизация и создание платформ и сетей в различных сферах бизнеса затрагивает все большее количество участников рынка, появляются целые отраслевые экосистемы. И хотя нет единого определения цифровой экономики и ее «кирпичиков» — цифровых платформ, можно отметить их технологическую и экономическую составляющую, а также уровни функционирования.
Цифровую экономику можно представить тремя последовательными уровнями. На верхнем уровне — отрасли экономики и рынки, где происходит взаимодействие субъектов — поставщиков и потребителей товаров и услуг; на среднем уровне — платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности); третий уровень — это среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.
Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, была разработана и утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Её основные цели — создание экосистемы цифровой экономики России во всех сферах социально-экономической деятельности, повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики РФ, так и экономики в целом.
Одновременно с целями реализации в Программе определены основные «сквозные» цифровые технологии (СЦТ), которые позволят обеспечить дальнейшее развитие цифровых бизнес-моделей и получить максимальный эффект от межфункционального и межорганизационного взаимодействия внутри платформ и сетей. К ним можно отнести большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, технологии беспроводной связи, промышленный интернет, системы распределенного реестра, новые производственные технологии, робототехнику и сенсорику, технологии виртуальной и дополненной реальности.
Мероприятия национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» направлены на формирование новой регуляторной среды отношений граждан, бизнеса и государства, возникающих с развитием цифровой экономики, создание современной высокоскоростной инфраструктуры хранения, обработки и передачи данных, обеспечение устойчивости и безопасности ее функционирования, формирование системы подготовки кадров для цифровой экономики, поддержку развития перспективных «сквозных» цифровых технологий и проектов по их внедрению, повышение эффективности государственного управления и оказания государственных услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.
Рассмотрим подробнее последнее — цифровые платформы. Развитие отраслевых экосистем в рамках национальной экономики — это долгий и требующий большой подготовительной работы по формированию и развитию необходимой инфраструктуры процесс. Цифровая платформа — это технологическая площадка, объединяющая производителей и потребителей товаров и услуг. Платформа с помощью цифровых решений и уникальных технологий обеспечивает прямое взаимодействие между различными группами пользователей и удовлетворяет их потребности. Это и отличает её от классических посредников, где отсутствует прямое взаимодействие заинтересованных сторон.
Цифровые платформы тесно сотрудничают с традиционными организационными структурами, что позволяет создать новые операционные бизнес-модели, кратно увеличить эффективность процессов и операций с помощью ускорения коммуникации, снижения транзакционных издержек, риска платежных операций и многого другого.
В розничной торговле свои бизнес-модели на базе цифровых платформ создали маркетплейсы Wildberries, «Озон», «Яндекс.Маркет», в сфере недвижимости — ЦИАН, «Из рук в руки», «Мир Квартир» и т.д. , сервисы для заказчиков и исполнителей — «Яндекс.Такси», «Авиасейлс», «Профи.Ру», образовательные — Skillbox, GetCourse, «Учи.ру».
Их большое разнообразие и распространение повлияло на сложность в их классификации.
Одним из базовых подходов к классификации цифровых платформ может считаться определение уровня их функционирования.
Микроуровень — использование цифровой платформы в рамках отдельной компании (внутренние платформы, например ERP, WMS, TMS, CRM, SCM и пр.).
Мезоуровень — использование цифровой платформы на уровне региона (внешние платформы в рамках территориального образования). Могут формироваться по отраслевому или функциональному принципу (например, guru.taxi — сервис-агрегатор для водителей такси и таксопарков Москвы, «Портал поставщиков» — единая площадка закупок города Москвы).
Макроуровень — национальные цифровые платформы, объединяющие участников в рамках национальной экономики. Они выходят на внешние рынки и становятся частью глобальных систем (например, цифровая платформа транспортного комплекса РФ (ЦПТК), «СберЛогистика», «Озон» и пр.).
Глобальный уровень — цифровые платформы, созданные в рамках национальной системы и/или представителями разных государств. Объединяют участников по всему миру (например, Logink — китайская логистическая платформа, интегрирующая потоки Китая с Японией и Южной Кореей, Neal-Net — логистическая платформа, созданная на трехсторонней китайско-японско-корейской конференции министров транспорта и пр.).
Еще один подход к классификации платформ — состав участников и взаимодействие организаций и потребителей (B2C), организаций между собой (B2B), прямое взаимодействие потребителей с потребителями (C2C), а также взаимодействие организаций с государством (B2G).