Германия десятилетиями была двигателем экономики Европы, постоянно вытягивая регион из разных кризисов. Но эта устойчивость рушится, что чревато опасностью для всего континента.
Десятилетия ошибочной энергетической политики, упадок автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и вялый переход к новым технологиям создают самую существенную угрозу процветанию страны. В отличие от прежнего существенного кризиса (в начале 1990-х годов) лидерам страны теперь не хватает политической воли для решения структурных проблем, пишет Bloomberg со ссылкой на экспертов.
«Мы были наивны, нам казалось, что все в порядке, — признался глава химического гиганта BASF Мартин Брудермюллер. — Проблемы у нас в Германии накапливаются. У нас впереди период перемен, не знаю, все ли это понимают».
Канцлер Олаф Шольц и его команда вернулись к разным «малым делам», от долгов и расходов до тепловых насосов и ограничений скорости, как только уменьшился риск энергетического кризиса. Однако объективные данные показывают, что проблемы серьезнее, чем кажутся. Экономика ФРГ фактически сокращается с октября прошлого года — она только дважды росла за последние пять кварталов.
Экономисты считают, что наиболее насущной проблемой для Германии является обеспечение энергетического перехода в нужное русло. Доступная электроэнергия является ключевым условием конкурентоспособности промышленности, и даже до прекращения поставок российского газа в Германии были одни из самых высоких цен на электроэнергию в Европе.