ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Уберизация персонала в ритейле

Потребность ритейлинговых компаний во временном персонале существовала всегда. Однако с приходом пандемии нехватка кадров стала ощущаться особенно остро. Традиционные способы поиска сотрудников не в состоянии справиться с проблемой. Решение предложил предприниматель в IT-сфере и соучредитель аутсорсинг-компании Ventra Алекс Фридланд, основавший приложение Ventra Go!.

Пандемия подтолкнула рынок труда к уберизации

Деятельность большинства ритейлеров связана с неравномерными нагрузками. Розничная торговля подвержена пиковым нагрузкам во время распродаж, проведения акций. Спрос изменяется в течение дня и становится максимальным в вечернее время. В такие периоды остро встает вопрос нехватки персонала.

Традиционно проблема решалась путем обращения в аутсорсинговые компании. Последние занимались поиском и предоставлением временных сотрудников. Однако с началом пандемии многие компании столкнулись с потребностью оптимизации бизнес-процессов и поиска новых подходов в работе с персоналом.

Коронакризис привел к тому, что сфера интернет-продаж и фуд-ритейла многократно увеличила объемы продаж. Персонала стало не хватать. При этом возникла необходимость в короткие сроки привлечь большое количество людей, не раздувая штат. Аутсорсинг-агентства не справились с поставленной задачей и не предоставили нужное количество работников в сжатые сроки. Кроме того, если магазину требуется, например, один продавец всего на несколько часов, обращаться в агентство нерационально.

Ситуация привела к поиску новых решений: Алекс Фридланд предложил использовать опыт компании Uber применительно к HR-бизнесу. Uber внедрили новую модель формирования трудовых отношений при организации транспортных перевозок. Компания разработала удобный маркеплейс, с помощью которого каждый желающий получил возможность зарабатывать на рынке такси. Водитель выбирал приемлемые для него условия, а Uber контролировал качество работы.

Похожие преобразования с приходом пандемии произошли в сфере доставки. Они позволили клиентам получить услуги хорошего качества, работникам — найти постоянный источник дохода с удобным графиком, а компаниям — наладить бесперебойную деятельность.

Сегодня уберизация внедряется и в кадровой сфере. По словам Фридланда, люди хотят работать где им угодно, составляя индивидуальный график, но при этом иметь предсказуемый доход, а компании в то же время не хотят иметь большой штат либо из-за высокой волатильности не могут планировать загрузку на долгосрочную перспективу. Решить эти задачи помогает новое приложение Ventra Go!.

Временный персонал «под ключ»

Новая платформа успешно прошла бета-тестирования, которые начались осенью 2020 года. В них участвовали несколько крупных ритейлеров. Сегодня Ventra Go! доступна всем пользователям интернета и мобильных приложений. Для ее использования достаточно пройти регистрацию.

Приложение предоставляет организациям автоматизированный сервис по поиску временных сотрудников, организованный «под ключ»: от выставления заявки до отчета о произведенных работах. Приложение несет ответственность за обеспечение качества предоставленных услуг.

Платформа совместила деятельность классических агентств и онлайн-маркетплейсов. Заявка, оформленная ритейлерами, попадает в обширную базу, где ее видят проверенные исполнители. Сервис Ventra Go!, выступая в качестве агентства, осуществляет всю работу по оформлению и обеспечению выплат.

Екатерина Карабанова, управляющий партнер Ventra, говорит, что клиенту нужно только разместить заказ, а исполнители гарантированно выйдут на проекты. Поиск, оформление, прескрининг и выплаты берет на себя Ventra Go!. Ядро платформы — интеллектуальная система закрытия заданий. Система сама предлагает задания тем, кто соответствует требованиям и находится рядом с объектом.

Система отслеживает продолжительность работ исполнителей, используя геолокацию, фиксирует время их нахождения на объекте заказчика. С помощью имеющегося внутреннего чата организации могут инструктировать работников. Кроме того, платформа позволяет управлять бюджетом на временный проект по типу единого окна.

Экономия времени

Традиционная схема привлечения временного персонала выглядит следующим образом: «руководитель торговой точки — специалист кадровой службы — агентство — работник». На прохождение всех этапов цепочки уходит от 24 часов.

С Ventra Go! взаимодействие упрощается. Задание на платформе создается в считанные минуты за 2 клика. Сделать все может сам директор магазина. При этом заявка с помощью мобильного приложения сразу же попадает ко всем подходящим исполнителям. Это позволяет уже через 2–4 часа полностью сформировать команду на временный проект.

Сотрудники заказчика, имеющие доступ к профилю, могут в любое время ознакомиться со всеми заказами компании, посмотреть, какие исполнители выйдут на работу, и проконтролировать бюджет.

В настоящее время платформа заработала на территории Москвы и Московской области. Но в планах Алекса Фридланда — выход во многие регионы страны. В системе уже зарегистрировано более 8 тыс. работников. Большая часть из них являются сотрудниками торгового зала, разнорабочими и комплектовщиками. Среди работодателей представлены крупные ритейлеры, такие как «Ашан», «Дикси» и другие.

Дальнейшее развитие проекта

«Пожизненный наем, когда тысячи или десятки тысяч людей работают всю жизнь на одну и ту же компанию, уйдет в прошлое. Но эта трансформация займет не один год», — рассказывает основатель Ventra Go!.

Алекс признается, что для такого процесса необходимы дальнейшие преобразования и создание технологических платформ, использующих модель Uber. Они должны учитывать особенности различных отраслей. Ventra Go! сегодня работает только в сфере ритейла и логистики. В будущем создатели платформы планируют расширять сферы деятельности. Кроме того, работа будет вестись по направлению улучшения качества оказываемых исполнителями услуг и развитию системы обучения.

Алекс Фридланд объясняет, что работники будут более мотивированы, если у них появятся перспективы карьерного роста. Для этого на базе платформы в будущем заработает образовательная секция, где заинтересованные исполнители смогут пройти тренинги. Специальная система оценки позволит подтвердить приобретенные навыки и компетенции и использовать их в трудовой деятельности.

Говоря о перспективах, Фридланд рассчитывает на примере российской экономики создать модель, отработать ее на достаточно большом количестве клиентов, в том числе международных, а дальше использовать ее как плацдарм для глобального развития.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья