Появление электромобилей позволило новым компаниям бросить вызов автомобильному истеблишменту. Илон Маск показал, что это возможно.
Новая группа стартапов, которые в основном базируются в Калифорнии и Китае, пытается последовать примеру Tesla и, сделав ставку на медлительность традиционных автомобильных компаний, разработать машины на батарейках.
Препятствия для этих новых автомобильных компаний ниже, чем они были в течение десятилетий. Электрические автомобили легче проектировать и строить: у них меньше движущихся частей, чем у машин с двигателями внутреннего сгорания.
Некоторые стартапы могут повлиять на эту индустрию, особенно те, которые по-новому подходят к дизайну или имеют технологическое преимущество / крупных инвесторов, например китайское государство и мегакорпорации.
Piëch
Piëch производит роскошные электромобили нового поколения, используя немецкую технику, инновационные технологии и вневременной дизайн. Бренд основал член одной из самых влиятельных семей в истории разработки и производства автомобилей премиум-класса — Антон Пьёх, сын Фердинанда Пьёха, бывшего председателя правления Volkswagen.
Компания стремится стать ведущим брендом электромобилей класса люкс с начальной линейкой 2-дверного / 2-местного Gran Turismo, за которым следуют высокопроизводительный электрический внедорожник и просторный 4-местный спортивный автомобиль.
Piëch Mark Zero, который должен поступить в продажу в 2022 году, будет разгоняться с нуля до 60 миль за 3,2 секунды, может проехать 300 миль на зарядке и будет перезаряжаться менее чем за пять минут. Цена варьируется между 150 000–170 000 евро. Машина станет прямым конкурентом Tesla Roadster.
Rivian
Rivian — американский автопроизводитель и компания автомобильных технологий, основанная в 2009 году. Разрабатывает продукты и услуги, связанные с устойчивым транспортом. В 2017 году компания объявила, что строит электрический спортивный внедорожник и пикап на платформе, которую можно модифицировать для будущих автомобилей или адаптировать другим компаниям. Оба автомобиля полуавтономные и предназначены для езды по бездорожью.
С поддержкой Amazon и Ford Motor Company у компании Rivian есть одно из самых солидных финансовых средств для запуска любого из электромобилей. Его имприматура (цветная тонировка) также подчеркивает ривианский авторитет, что крайне важно для непроверенного стартапа. В 2015 году они получили крупные инвестиции, позволившие им расширить свою компанию до Мичигана. Благодаря этому Rivian начал создавать «целую экосистему» устойчивых транспортных средств.
С этими возможностями компания вышла на рынки совместного использования поездок и беспилотных автомобилей. Rivian принимает депозиты в размере $1000 на электрические пикапы и SUVs, которые она планирует начать выпускать с завода в нормальном состоянии до конца этого года. Кроме того, Ford собирается использовать платформу Rivian для некоторых своих собственных электромобилей, включая пикап. Машина разгоняется до 60 миль за 3 секунды и заряда хватит на 400 миль. Цена Rivian R1T и R1S будет от $69 000–72 500. Это прямой конкурент Tesla Cyber Truck.
Lucid Motors
Lucid Motors возглавляет Питер Роулинсон, бывший ведущий инженер Tesla Model S. Опираясь на $1 миллиард из Государственного инвестиционного фонда Саудовской Аравии, Lucid строит завод в Аризоне для производства Lucid Air, роскошного автомобиля, который, по словам компании, поступит в продажу до конца 2020 года. Ранние модели Lucid будут продаваться за $100 000, но компания надеется в конечном итоге предложить более доступные автомобили. Lucid Air впервые был представлен в виде прототипа еще в 2016 году.
Фирма объявила, что покажет серийную версию своего первого полностью электрического роскошного седана на онлайн-мероприятии 9 сентября. Калифорнийский стартап говорит, что он покажет окончательный внешний и внутренний дизайн и расскажет новые детали о спецификациях, конфигурациях и ценах автомобиля.
NIO
Основанная миллиардером Уильямом Ли компания NIO выпускает четыре модели, в числе которых ES6, электрическая модель SUV, которая продается в Китае за $50 000. NIO котируется на Нью-Йоркской фондовой бирже, продала более 30 000 автомобилей в Китае с момента начала массового производства в июне 2018 года. Компания базируется в Шанхае и, в отличие от многих, уже строит и продает электромобили.
Однако NIO далека от прибыльности: компания сообщила об убытке в размере $353 миллионов в третьем квартале 2019 года. На поставки в этом году сильно повлияла вспышка вируса, которая привела к снижению продаж для всех автопроизводителей.
NIO рассматривает возможность продажи своих автомобилей за пределами Китая, но пока не строит твердых планов.
Byton
Китайская компания Byton — одно из средств государственной политики КНР в попытках использовать переход на электромобили, чтобы стать крупным экспортером автомобилей в целом. Byton планирует начать объемное производство электрического SUV на заводе в Нанкине в следующем году. Автомобили поступят в продажу в США и Европе к концу 2021 года. Кроме того, Byton может стать самым цифровым автомобилем на дороге: в салоне есть экран для каждого пассажира и экран, встроенный в рулевое колесо.
Стартовая цена — около $49 000; машина будет стоить немного больше, чем модель Tesla Model 3.
Faraday Future
Компания Faraday Future базируется в Лос-Анджелесе и планирует начать продажу роскошного автомобиля FF 91 к концу года с ценой более $100 000. Множество экранов и откидывающиеся задние сиденья, которые, по словам компании, используют технологию NASA для равномерного распределения веса пассажира — и это еще не все удобства FF 91. Автомобиль «призван стать нишевым игроком в сегменте люкс».
Основанная в 2014 году, Faraday Future потратила более $1,7 миллиарда (около $900 миллионов принадлежали основателю Jia), но так и не приступила к производству своего первого автомобиля — роскошного внедорожника, начиненного экранами, известного как FF 91. Вместо этого стартап больше известен слабостями: склонность Jia к напыщенности и его финансовая бесхозяйственность. Компании нужно $850 миллионов, чтобы запустить производство раскрученной модели.
Однако у Faraday Future еще не закончились наличные деньги благодаря серии кредитов от реструктурирующей фирмы, с которой она работает с начала 2019 года. Компания недавно заявила, что получила кредит в размере $9 миллионов в рамках правительственной программы защиты от пандемии, связанной с зарплатой.
Подводя итог, нужно напомнить, что число компаний, которые могут увеличить конкуренцию на рынке электромобилей, стремительно растет. Конкуренция побуждает создавать новые способы взаимодействия с клиентами, инновации и новые технологические достижения, которые в конечном итоге изменят автомобильную промышленность.
Из перечисленных компаний реальные конкуренты, которых Tesla должна опасаться, — китайские Byton и NION. Эти фирмы пока единственные на китайском рынке производят и продают свою продукцию, которая, кстати, у них идентичная.
Учитывая, что Tesla вышла на китайский рынок не так давно и ею не успели насытиться, маркетинг китайских брендов должен быть на очень высоком уровне, чтобы удовлетворить потенциальных клиентов своим дизайном и, самое главное, ценой. Как и остальные компании, которые находятся в нише роскошных автомобилей и грузовиков, они будут конкурировать не только с Tesla, но и с такими крупными брендами, как BMW и Porsche.
Все эти компании имеют большой потенциал на развивающемся рынке электромобилей, однако в нынешних условиях Tesla не сталкивается с серьезной конкуренцией в своем сегменте легковых машин.