ENG
Интервью, Технологии

Дороги в России поумнеют раньше дураков

Госкомпания «Автодор» планирует за пять лет построить российский участок дороги, которая претендует на звание самой протяженной в мире. Автомагистраль от Санкт-Петербурга до границы с Казахстаном — часть нового Шелкового пути из Европы в Западный Китай (ЕЗК). На Россию придется 2,4 тыс. км из 8,5 тыс. км. В ближайшее время должна завершится стройка дороги между двумя столицами, на очереди участок Москва — Нижний Новгород — Казань. Его возведение обойдется в 539 млрд рублей (в том числе 216 млрд рублей частных инвестиций). Сдать российский отрезок планируют к 2024 году — для этого 1530 км дорог будет построено заново, остальные 860 км приведены в соответствие с требованиями к дорогам такой категории. Это будет самая умная дорога в России. Подробности «Инвест-Форсайт» узнал у заместителя председателя правления по инфокоммуникационной политике «Автодора» Бориса Сажина.

Топ-менеджмент «Автодора» во время презентации проекта скоростной автомагистрали (слева направо): зампред правления по строительству и реконструкции Вадим Ермилов, зампред правления по инвестициям и стратегическому планированию Георгий Черечерин, зампред правления по инфокоммуникационной политике Борис Сажин. Фото: «Инвест-Форсайт»

— Борис Александрович, какие новшества ждут российских водителей?

— Планируется, что это будет самая умная дорога. По крайней мере, из существующих у нас. Там, например, будет реализована система свободного потока — чтобы автомобиль, движущийся на скорости 130-150 км в час, не останавливался на пунктах взимания платы. До этого такая технология планируется к реализации на ЦКАДе. Но на ЕЗК будут и уникальные инновации — это организация взаимодействия специально выстроенной дорожной инфраструктуры с бортовыми устройствами автомобиля. Если сейчас водитель, проезжая по дороге, получает информацию либо от внешних сервисов, либо от автоматизированной системы управления дорожного движения — это табло и знаки, то мы планируем завести эту информацию внутрь. Данные будет отображать автомобиль или мобильное устройство пользователя, выдавая рекомендации: дорога свободна, впереди туман, гололед, пробка и так далее. Также будут работать, например, сервисы по бронированию места для зарядки электромобиля. Новшества, когда дорога помогает пользователю двигаться эффективно, — это, собственно, ключевая история, которую мы хотим сделать на ЕЗК.

Вдоль дороги будут размещены так называемые road-sight-units — комплекты приемо-передающего оборудования, которое взаимодействует с проезжающими автомобилями. Эти юниты будут аккумулировать данные, передавать в ядро и получать ответ, который нужно довести до автомобиля или водителя. Эти же данные в агрегированном виде транслируются диспетчерам по безопасности дорожного движения, которые участвуют в эксплуатации дороги.

— По каким каналам? 

— Оптика, LTE и в перспективе — 5G. Собственно, это и есть тот самый интернет вещей, для нужд которого и создаются сети пятого поколения.

— В чем для водителей будет преимущество умных дорог? Они смогут быстрее перемещаться?

— Дорога проектируется под определенный скоростной режим, я имею в виду технические характеристики — радиус, кривизну… Но информационная составляющая влияет на фактическую скорость перемещения. Умная дорога заранее предупредит, когда и как надо перестроиться при движении, чтобы избежать потери времени. Это один из самых простых примеров. Есть и другие способы, которые позволят увеличить скорость перемещения из точки А в точку В. Кроме того, равномерное движение — еще и экономия топлива.

— Инфраструктура будет предусмотрена и для электромобилей, и для беспилотников в перспективе?

— Да, для высокоподключенных автомобилей, для электрических, беспилотных, для автопоездов — автоматической колонны транспортных средств.

— А для тех, у кого нет ни мобильного устройства, ни подключенного автомобиля?

— Мы сейчас находимся в начале переходного периода от классических дорог к умным. Соответственно, до тех пор, пока у нас в стране еще останутся классические транспортные средства, эта аудитория точно так же будет нас заботить с точки зрения безопасности, эффективности, скорости движения.

— Есть техническая «начинка» для таких инноваций? 

— Сейчас есть технологии, которые позволяют реализовать взаимодействие дороги и беспилотников или высокоавтоматизированных автомобилей. Они уже опробованы где-то за рубежом. Задача — приземлить технологии к нам и создать платформу, которая позволит всем эффективно работать на месте. Подчеркну: что-то делают в Германии, что-то делают в Штатах, но исключительно пилоты, то есть «боевого» режима пока нет ни у кого.

— Где дорога начнет умнеть в первую очередь? 

— Задача на этот год — отпилотироваться на 15-километровом участке М11 и убедиться, что не только на полигоне, но и в живом движении технологии работают. Масса вопросов, которые мы должны будем отработать, чтобы убедиться, что умная дорога безопасна. Представьте: вы садитесь в металлический ящик, который несется по шоссе со скоростью 130 км/ч. Мы должны очень хорошо сделать свою работу, чтобы вы ехали спокойно.

— На экспериментальном участке уже будет на 5G?

— Нет, там пока не будет, станем использовать существующую инфраструктуру 4G, а также имеющуюся оптику.

— Какую часть в себестоимости дороги занимают сейчас цифровые технологии?

— Я сейчас не назову конкретную цифру, но на фоне стройки это не очень много, она точно не определяющая. Тут вопрос не в стоимости, а в эффективности самой дороги. После того как стройка завершилась, наступает этап содержания и эксплуатации. Вот здесь интеллектуальные системы, которые планируются к использованию, и будут играть колоссальную роль. Возможны разные сценарии эксплуатации этого оборудования.  

— Системы можно будет использовать и для сбора информации…

— Мы, безусловно, видим всю статистику проездов — в разрезе классов автомобилей, промежутка времени и так далее. Это та самая big data, о которой все много говорят и которая потом позволит более эффективно, с одной стороны, планировать будущие дороги, с другой стороны, правильно управлять существующими потоками. Например, традиционным майским всплеском.

— На умных дорогах и риски будут другими. Вы как думаете, что может быть самым слабым местом?

— Безусловно, использование информационных технологий влечет за собой не только положительные последствия, но и риски. Однако все эти риски управляемые. История информационной безопасности насчитывает уже не одно десятилетие: можно сказать, сегодня зрелость этой области достаточно высока. Один из ключевых рисков связан с безопасностью передачи данных и их целостностью. Мы должны гарантированно избежать какой-либо модификации данных. Если какие-то злодеи захотят вмешаться, чтобы у них не было шансов. Вторая история — обеспечить доступность инфраструктуры 24/7, исключить сбои по передаче данных, по электропитанию. Но мы не говорим о том, что умная дорога решает все вопросы безопасности движения. Это комплексная задача, в которой задействованы все: и инфраструктура умная, и автопроизводители, и создатели интеллектуального оборудования, которое может быть размещено на борту транспортного средства.

Беседовала Анна Орешкина

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья