Ведущие ипотечные игроки вслед за Сбербанком осваивают интернет-просторы, отставая на полгода-год. До момента, когда ипотеку можно будет получить не вставая с дивана, осталось меньше месяца.
В общем русле
Российская ипотека имеет уникальные особенности. Так, например, председатель правления банка «ДельтаКредит» Мишель Кольбер отмечает, что на российском рынке совершенно неприменимы западные скоринговые модели — то есть математические методики оценки вероятности, что заемщик не бросит выплаты процентов по кредиту «на полдороге». Дело в «серых» зарплатах, при которых россиянам достаточно подтвердить их размер справкой «по форме банка». Тогда как в любой развитой европейской стране подобное немыслимо. Доходы, налоги, страховка — все сугубо официально. Соответственно, весь скоринг в РФ не импортировался, а разрабатывался заново, и теперь по качеству ни в чем не уступает зарубежным образцам. По большому счету, не отстает российский ипотечный рынок от соседей и технологически. Главная мировая тенденция — цифровизация и уход в онлайн — наблюдается и по нашу сторону границ.
Как рассказывает глава российского представительства Oliver Wyman Филип Гаджен, на развитых рынках в достаточном количестве представлены онлайн-сервисы, предлагающие передовые решения на разных этапах ипотечной сделки. Эти сервисы либо конкурируют с банками, либо работают на партнерских началах. Например, ресурсы Zoopla в Великобритании и HouseCanary в США предлагают широкий выбор объектов, ценовую и правовую экспертизу в режиме реального времени… В общем, практически «Яндекс.Недвижимость» или Авито.
Сервис Habito работает как ипотечный брокер с 70 банками, сервис Roostify благодаря электронному обслуживанию бюрократических процедур собирает и предоставляет информацию по профилю клиента, а портал Lenddo осуществляет скоринг по информации из соцсетей и других открытых источников… Все это есть и в России. Разве что отдельные сервисы не всегда выделены в самостоятельные компании. Например, тот же скоринг по соцсетям кроме узкоспециализированных компаний проводят ведущие кредитные бюро страны.
Так, управляющий директор «Абсолют Банка» Иван Любименко говорит:
«Профиль клиента меняется. У всех есть смартфоны, мы все чаще прибегаем к мобильным приложениям, все сервисы постепенно становятся цифровыми. Соответственно, для банков, ведущих активную политику на ипотечном рынке, сегодня обязательны два шага. Нужно параллельно с госбанками снижать процентные ставки. И обеспечивать цифровизацию даже не столько самого продукта, сколько взаимодействия с партнерами и клиентами».
Исторический процесс
С другой стороны, самостоятельные сервисы в России на розничном финансовом рынке не успели превратиться в реальных конкурентов для коллег.
«Сегодня в России успешно работают многие элементы мировой ипотечной экосистемы, — говорит генеральный директор АО «ДОМ.РФ» Александр Плутник. — Но пока нет платформ, обгоняющих банки по выдаче».
Конечно, запуск полтора года назад Сбербанком портала «ДомКлик» вызвал у риэлторов панику и негодование: не отбирает ли портал у них хлеб? На первый взгляд, ресурс действительно заменяет самого хлопотливого агента по недвижимости. Здесь есть база объектов, предоставляются услуги по оценке, страхованию, плюс электронная регистрация перехода прав собственности и несколько сопутствующих опций. Но страхи оказались преувеличены. В частности, в июле 2017 года в СЗФО публиковалась любопытная статистика: за полгода через портал было одобрено 500 ипотечных заявок и приблизительно столько же заявок поступало в банк ежедневно. Впрочем, в марте 2018 года Сбербанк отрапортовал, что интернет-обслуживание все же постепенно завоевывает аудиторию: в Москве онлайн-заявки по числу обогнали прямые обращения в офисы. Но поступающая заявка — это еще не одобренный и, уж тем более, не выданный кредит.
Принимать заявки онлайн за последние год-два научились практически все основные ипотечные кредиторы. Вслед за банками это стали делать риэлторы и застройщики. И в данной плоскости начался процесс сращивания удаленных продуктов с прицелом, чтобы куда ни обратился потенциальный заемщик, он попадал в вертикально интегрированную цепь полного цикла обслуживания. Клиенту предлагается заполнить анкету, далее следует традиционное «мы перезвоним в ближайшее время».
Следующим шагом стало онлайн-одобрение заявки. Например, ближайший конкурент Сбербанка — ВТБ — объявил о старте такого сервиса в сентябре 2017 года. При том что долгое время функционеры ВТБ придерживались консервативного русла и отзывались об интернете скептически. Например, вице-президент ВТБ24 Андрей Осипов не раз публично заявлял, что только единицы клиентов согласятся купить квартиру «по картинкам», в реальности ни разу на нее не взглянув. Правда, пафосно предлагаемое «онлайн-одобрение» (или «предварительное одобрение») оказалось мнимым достижением. Перед самой выдачей кредита банк, не особо это афишируя, проводит процедуру проверки и одобрения клиента повторно. Отказы — не редкость.
В целом же, по словам председателя правления «Абсолют Банка» Татьяны Ушковой, «весь 2017 год все банки работали над технологическими платформами», стремясь создать собственные аналоги «ДомКлика».
Заместитель председателя правления Банка «ДельтаКредит» Денис Ковалев рассказывает о процессе следующее:
«Приходится прилагать вдвое больше усилий, чтобы быть на равных с государственными банками, и где-то мы опережали наших конкурентов. Например, в феврале мы представили первое B2B-решение полного цикла для работы с оценщиками. Унифицирован документооборот и сокращены операционные затраты».
Что происходит?
Такие платформы одна за другой стартуют все первое полугодие 2018 года. Соответственно, сейчас между цифровыми решениями разных банков разгорается конкурентная борьба.
Уточним, основной для большинства россиян критерий при выборе ипотечного банка — размер процентной ставки. Преимущественная доля потенциальных заемщиков будет готова ждать лишнюю неделю, лишь бы ставка оказалась ниже. Тем не менее играет свою роль и оперативность, хотя бы потому что за время ожидания понравившуюся квартиру может купить кто-то другой. Таким образом, главным вектором противостояния кредиторов в сети оказывается борьба за скорость проведения операций. «Мы проводим одобрение за день», — гордо заявляют в одном банке. «А мы — за пять часов», — бахвалятся в другом. «Если типовая заявка, мы ее обработаем за два часа», — рапортуют в третьем.
Закулисной частью такого ускорения как раз и служит отладка через удаленные сервисы взаимодействия с партнерами: застройщиками, брокерами и агентствами недвижимости.
«Ипотечный продукт для физлица превращается в продукт B2B для застройщиков и агентств», — резюмирует Татьяна Ушкова.
У каждого из контрагентов есть свои требования к цифровому продукту. Например, на вторичном рынке недвижимости девелоперу нужен полный переход на электронный документооборот, рассмотрение заявок в выходные дни и ускорение процедуры аккредитации новостройки. Агенты по недвижимости по каждой сделке совершают массу операций и посещают множество различных интернет-площадок… А клиенты хотят сокращения пакета предоставляемых документов, ведь и без того современные технологии позволяют собирать о физлице практически все данные.
«Банк, который первым создаст удобное ядро для такой экосистемы, выйдет в ипотечные лидеры», — уверена Татьяна Ушкова.
Последний штрих
Впрочем, эксперт Компании BSS Роман Головченко обращает внимание, что даже продвинутый «ДомКлик» предоставляет не полный, а «полуфункциональный» сервис. Ведь заемщику в любом случае придется лично явиться в банк и поставить подпись под договором. То есть проблема носит не технический, а юридический характер. Однако пройдет месяц, и начнут рушиться последние преграды.
Во-первых, с 1 июля вступает в силу ФЗ-328, вносящий поправки в закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в вопросе использования электронной закладной. Банки с облегчением начнут избавляться от разбросанных по филиалам бумажных архивов, а у граждан отпадет необходимость собственноручно подписывать этот документ.
На это надеется в том числе генеральный директор «ДОМ.РФ» Александр Плутник:
«ФЗ «Об электронной закладной» позволит банкам уходить от формирования бумажных досье. Это создает новые предпосылки для развития сегмента и упрощает приобретение квартир онлайн. Сейчас такие сервисы развиваются, но у покупателя по-прежнему остается обязанность хотя бы один раз лично зафиксировать сделку подписью на бумаге. Но с развитием этих технологий мы будем, используя гаджеты, приобретать квартиры с рабочего места или из дома».
Во-вторых, с этой же даты начинает функционировать удаленная идентификация банковских клиентов на основе биометрических данных. Напомним, разрешив однажды в одном из банков снять с себя биометрические параметры, клиент далее сможет обслуживаться во всех кредитных организациях без личного визита. И все. Озаботившись получением электронной подписи, гражданин РФ сможет брать кредит, не отрывая глаз от монитора.
К этому следует добавить, что «ДОМ.РФ» (Экс-АИЖК) вынашивает собственные планы по ипотечной интернет-платформе.
Как рассказывает генеральный директор Waves Platform Александр Иванов, сейчас тестируется платформа Vostok, на которой будут базироваться решения для реального сектора экономики — в частности, для рынка жилой недвижимости.
«Новые цифровые системы невозможны без блокчейна. Они должны быть не только быстрыми, но прозрачными и дешевыми. Есть запрос на создание более прозрачной схемы взаимодействия между участниками рынка: банками, клиентами и реестрами», — говорит Александр Иванов.
По его же словам, в дальнейшем можно будет рассмотреть варианты, когда сами права собственности на недвижимость будут токенизироваться. То есть будет создаваться некий маркетплейс недвижимости и интегрироваться смарт-контрактами.
«Вы подписываете договор, переводите деньги в банк, смарт-контракт это «видит» и переводит деньги застройщику, — прогнозирует глава Waves Platform. — Проект с «ДОМ.РФ» будет, наверное, одним из первых в мире в области применения блокчейна в недвижимости».
Но при всем богатстве плюсов у такой перспективы есть явный минус. Государство с его ресурсным плечом способно создать на порядок более мощную, интересную, разветвленную, функциональную, оперативную платформу. Особенно если не пожалеет денег.
При этом доля банков с участием госкапитала на ипотечном рынке и без того превышает 80%. Если частные банки проиграют государственным борьбу за интернет-просторы, частный ипотечный рынок в России просто исчезнет. А российская ипотека банально потеряет стимулы к дальнейшему развитию.
Автор: Игорь Чубаха