ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Интервью

В поисках ниш для инвестиций

Любой рейтинг, отражающий характеристики инвестиционной активности региона в информационном поле, является очень мощным инструментом влияния на власть, а также показателем того, насколько власть в том или ином регионе настроена на улучшение показателей инвестиционной привлекательности своей территории. О том, какую помощь Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ) оказывает в поиске инвестиционных ниш в регионе, инвестиционном консалтинге, и том, каким образом формируется взаимодействие, деловому изданию «Инвест-Форсайт» рассказал директор Департамента проектной и инвестиционной деятельности торгово-промышленных палат ТПП РФ Алексей Вялкин.

— Алексей Григорьевич, скажите, чем конкретно Торгово-промышленная палата Российской Федерации может или должна помогать региональным торгово-промышленным палатам в вопросах инвестиционной деятельности?

— Начну с самого главного. С 2012 года на базе торгово-промышленных палат активно реализуется так называемый «Проект инвестопроводящей инфраструктуры».

Мы условно назвали его так, но название закрепилось. Эта идея пришла примерно в 2011 году, когда, собственно, был создан профильный департамент в структуре ТПП, тогда еще его главной задачей было содействие именно инвестициям; слово «инновации» в его названии появилось чуть-чуть позже.

— До введения в обиход термина «инновации» осталось еще несколько лет, да? 

— Да, вы правы. Тогда была поддержана точка зрения руководства ТПП РФ о том, что возможности, которые система торгово-промышленных палат, включая деловые советы, загранпредставителей и саму обширную сеть региональных и муниципальных палат (а их в системе сейчас 179), предлагает, — все это должно работать на продвижение региональных инвестиционных проектов. Поэтому тогда и стал вопрос о создании профильной структуры внутри аппарата и выращивания этой новой услуги на базе ряда пилотных палат. Сейчас услугу содействия инвестициям уже реализуют как услугу коммерческую 48 палат в регионах. В стандарте же деятельности палат 122 палаты ведут эту деятельность как деятельность по содействию привлечению инвестиций. Соответственно, больше трети от всего количества уже получают от этого доход.

— Торгово-промышленная палата РФ выступает для региональных палат и проектов, которые они у себя взращивают, как канал продвижения?

— Да, абсолютно верно. Мы — в том числе и канал экспертной оценки на первом уровне, и канал дальнейшего продвижения, потому что мы получаем проекты не всегда высокого качества подготовки. Наша роль здесь — посоветовать, как лучше его упаковать. Подсказать форматы, которые позволят получить финансирование, адресную поддержку. И, кстати, мы не считаем, что все проекты должны так или иначе на финальном этапе получать деньги. Возможно, для многих компаний информационная поддержка более значима, чем увеличение финансовых ресурсов.

— Вы упомянули, что услуга оказывается на коммерческой основе. Приходит человек со своим проектом и говорит: «У меня есть вот такая замечательная идея, но я не знаю, как ее продвинуть». А региональная торгово-промышленная палата отвечает: «Мы вам поможем по пунктам — раз, два, три». Что включает в себя пакет услуг по продвижению?

— Мы стараемся подсказать, как лучше услугу сегментировать, и не вмешиваемся в коммерческие взаимоотношения, которые у палат есть с инициаторами проектов. По нашему мнению, например, это может быть пакет информационного сопровождения, когда не ставится задача, как я ранее сказал, получения финансовых ресурсов, или грантов, или какой-либо финансовой поддержки. Есть пакет, который своим главным результатом как раз имеет получение финансовых ресурсов.

Мы всегда очень аккуратно предостерегаем палаты, чтобы они опрометчиво не подписывали с клиентами соглашения, не проконсультировавшись с нами. Особенно это касается соглашений, которые закрепляют за ними обязательства предоставить через определенное время финансовые ресурсы. Это всегда обременительно, а сейчас тем более сложно, поэтому, может быть, даже информационная поддержка здесь наиболее эффективна.

Сейчас у нас установлены определенные фильтры, которые позволяют работать с уже действующими предприятиями, которые зачастую и в большем количестве случаев обращаются с просьбой поиска ресурсов на переоснащение, на дополнительное развитие. Нам с такими клиентами, с такими палатами, работать проще, удобнее — и нашему инвестиционному пулу, куда входят и банки, и коммерческие структуры, а также инвестиционные институты развития.

— В любом регионе есть инвестиционные ниши, куда вкладываться наиболее оптимально, но надо думать и на перспективу. Поиск новых инвестиционных ниш — это задача только внутри региона или федеральная торгово-промышленная палата тоже может со своей стороны, сверху, может быть, сторонним взглядом, в этом деле помочь? Если да, то каким образом?

— В начале нашего разговора мы отметили, что палаты начинают на этой услуге получать доход. Соответственно, они уже занимают определенную нишу на очень конкурентном рынке, будем называть его «рынок инвестиционного консалтинга», потому что палаты выступают как структуры, сопровождающие, консультирующие предпринимателей, как получить средства, как продвинуть свой проект.

Куда продвинуть — это тоже важно. Здесь уже мы подсказываем, здесь у нас есть различные «окна», здесь есть деловые советы. Кстати говоря, у нас есть хорошая практика работы с Российско-Бахрейнским деловым советом, потому что бахрейнские коллеги некоторое время назад нам сформировали совершенно конкретный точечный запрос на получение российских отраслевых технологий, проектов, которые им интересны с дальнейшей перспективой продвижения на ближневосточные рынки. Здесь нам помогают такие форматы работы, как презентационные сессии инвестиционных проектов. Сейчас уже по итогам 2019 года 77 палат — это я точно помню, красивая цифра — провели такие сессии.

И какой результат? 

— Более тысячи проектов были озвучены, победители получили возможность в прошлом году у нас здесь на площадке федеральной палаты представить свои проекты уже конкретно, точечно заинтересованным инвесторам, и ряд компаний получил финансирование. Что нас радует: у нас несколько проектов получили частные инвестиции. Люди не только из крупных государственных структур или банков в сфере инвестиционных компаний к нам приходят. То есть волна пошла, в хорошем смысле. К нам приходят люди с деньгами, которым площадка палаты понятна и заслуживает доверия. И те инвестиционные ниши, именно те проекты, те сессии, которые проводятся в регионах, нам помогают понять специфику того или иного региона. И посмотреть: а какая ситуация вокруг того ядра сильных якорных компаний, которые есть в регионе?

Есть интересный пример по поводу взгляда со стороны на инвестиционные ниши. Скажем, есть Московская область, но там нет ни одного производства, как это ни странно, связанного с производством бумаги. И ни одно маркетинговое исследование на это не указывает. Бумага завозится из центральных, из северо-западных регионов. При производстве бумаги самое главное — это вода, а в регионе ее достаточно. Почему до сих пор никому не пришло в голову это сделать? Тут не столько, наверное, вопрос экологии, сколько просто никто не увидел возможности. Наш будущий потенциальный проект, который мы образно назвали «Поиск инвестиционных ниш», по моему мнению, должен указывать на вещи, которые вроде бы наглядны, но которых не увидели.

— Отвечая на предыдущий вопрос, вы упомянули термин «частные инвестиции». Понятно, что региону деньги нужны любые, но, может быть, есть более приоритетные? Иностранные инвестиции, внутренние инвестиции? Портфельные или прямые, частные или государственные?

— Если говорить о конкретных предприятиях, мы сталкивались с совершенно разными точками зрения. Одно предприятие хочет взять государственные деньги, потому что они точно знают, что рассчитаются, и все у них чисто, бело, красиво — они в себе уверены. А есть предприятия, у которых тоже все хорошо, тоже все бело, но они не хотят связываться с государственными деньгами, потому что отчетность сложнее, спрос больше. И в то же время они говорят: да, найдите нам частного инвестора, но тоже не всегда охотно делятся своей долей. Вы найдите, а мы там с ним как-то договоримся. Так не бывает. Любой инвестор хочет знать, что он получит за деньги, которые вложит.

Еще один интересный момент — в 2018 году наблюдалось катастрофическое падение прямых иностранных инвестиций: 9 миллиардов всего было. При этом 2017 год, предшествующий, стал рекордным годом по количеству инвестиционных проектов, реализованных с участием прямых иностранных не офшорных инвестиций.В поисках ниш для инвестиций

— А реализоваться проекты начали еще раньше…

— Вот с 2015-го года, вы совершенно правы, начинает расти количество проектов с участием иностранного капитала. Причем по прошлому году Соединенные Штаты Америки вышли на первое место, сместив Китай… Американские инвестиции в Россию приходят очень хорошо (мы говорим о количестве проектов, не об объеме). Для нас это даже более важно: это значит, что проекты идут в средний производственный бизнес. Потому что именно производство и аграрный сектор поглощает капиталы, которые зарубежный бизнес вкладывает. Это нам тоже помогает смотреть на те ниши, которые есть.

— Политика политикой, а бизнес бизнесом. 

— Да.

— Денег в стране много, в том числе у населения. Но народ находится в ступоре уже несколько лет, не знает, куда вкладывать деньги. Что надо предпринять тем же торгово-промышленным палатам, тем же руководителям регионов, чтобы эти большие деньги привлечь в проекты? 

— Мы начиная с прошлого года очень активно занимаемся вопросом корпоративных облигаций. Это сегмент рынка, который совершенно не развит и который в развитых странах (в Соединенных Штатах Америки, Германии) имеет огромный объем ресурсов, огромный объем частных денег, то есть денег простых граждан, которые могут пойти в любую кассу, что называется, и прикупить себе акции производственных, непроизводственных IT-предприятий, сделать это легко. У нас это движется тяжело, но мы с нашим Советом ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике эти вещи раскачиваем по-хорошему, выступаем с инициативами в соответствующих государственных структурах и находим понимание.

В наименовании вашего департамента есть термин «проектная деятельность». Поясните, в чем состоит задача вашего департамента в этой части при работе с региональными палатами?

— Одна из задач — сегментировать инициативы по группам проектов. Есть крупные проекты, которые связаны, скажем, с продвижением семейного бизнеса. В этом году у нас уже будет (в конце года, в ноябре) третий форум семейных компаний. Чувствуется, что это интересно и членским организациям, и самим торгово-промышленным палатам. Тема интересная, она поддержана на встрече Сергея Николаевича Катырина с Владимиром Владимировичем Путиным. Он дал соответствующее поручение — поднять тему на законодательный уровень. Есть темы, которые касаются более узких ниш. Опять здесь, скорее, не инвестиционные ниши, а ниши деятельности торгово-промышленных палат. Это проекты, связанные с классификацией гостиниц, то есть определением их звездности. Сейчас это новая услуга, которую торгово-промышленные палаты тоже могут на себя брать. Это проекты, связанные с образовательным сегментом. Там целый ряд, целая линейка проектов, которые интересны, которые вместе с нашим корпоративным Международным институтом менеджмента объединений предпринимателей мы реализуем.

Инвестиционная привлекательность для любого региона является отчасти следствием инвестиционной активности, в том числе в информационном поле. Как вы считаете, насколько важно для руководства региона, для институтов развития на периодической основе информировать общественность в СМИ обо всех аспектах проводимой инвестиционной политики?

— Это, безусловно, важно. Когда вы задавали вопрос, сразу почему-то пришла мне на ум Ульяновская область. В середине нулевых, когда там сменилась команда предыдущего губернатора, произошла смена не только парадигмы управления регионом, но и формата его открытости. Собственно, вот эта открытость региональной власти в итоге привела к тому, что сейчас область стала на инвестиционном рынке образцовой.

В поисках ниш для инвестиций

Очень часто так получается, что в регионе, грубо говоря, проектов различных, связанных с вложением инвестиций или с реализацией каких-то моментов, существует достаточно много, но в информационном поле они своего отражения не находят по тем или иным причинам. 

— В оценочные характеристики Национального рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации «зашита» и открытость, и взаимодействие со СМИ. Причем рейтинг не опирается полностью на статистику привлечения инвестиций, на какие-то общие сведения об инвестиционной привлекательности региона. Он основывается на экспертных опросах. Очень мощный инструмент, на самом деле, влияния на власть — рейтинг. Любой рейтинг — мощный инструмент.

— Раз уж мы заговорили о рейтингах — деловое издание «Инвест-Форсайт» уже несколько лет делает свой рейтинг инвестиционной активности регионов, в рамках которого мы подсчитываем число публикаций об инвестициях, так или иначе реализованных на территории региона. Мы заметили, что наиболее «инвестиционно активны» в информационном поле зачастую совсем не те регионы, которые присутствуют на самых верхних строчках в других рейтингах. Но они так «раскачивают» свою информационную политику с точки зрения информирования об инвестициях, что оказываются в этом смысле «на коне». Что бы вы посоветовали региональным торгово-промышленным палатам с точки зрения продвижения инвестиционной политики их региона?

— Я рекомендовал бы и рекомендую всегда нашим торгово-промышленным палатам, во-первых, активнее участвовать в жизни региона в целом. Надо активнее идти к власти и предлагать себя в качестве проводника, информационного проводника на федеральный уровень возможностей региона, в том числе инвестиционных.

В свою очередь наше издание готово руководителям региональных торгово-промышленных палат предоставлять трибуну в рамках нашего совместного проекта «Федеральная пресс-служба по инвестициям и инновациям». Мы готовы реализовать программу в виде цикла интервью о ситуации с инвестициями и инновациями в регионе, о проблемах, которые возникают, и о планах на будущее.

Беседовал Тарас Фомченков

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья