В Госкорпорации «Росатом» создали робота для закупок. Ожидается, что он ускорит процесс выполнения закупок и позволит свести к минимуму вероятность нарушений и злоупотреблений в этом процессе.
Процесс закупок сегодня сильно регламентирован, процедура может длиться более 6 месяцев, рассказал руководитель направления бизнес-приложений Топливной компании «ТВЭЛ» (входит в Росатом) Денис Калашников на конференции «ИИ в бизнесе: вся правда о цифровых сотрудниках», организованной информационно-аналитическим проектом DX.Media при поддержке компании ABBYY.
«Топливная компания Росатома как дочернее общество госкорпорации участвует в закупках по 223 федеральному закону. Есть единый отраслевой стандарт закупок, весь порядок действий представляет собой унифицированный процесс, поэтому его возможно роботизировать и внедрить элементы искусственного интеллекта, что позволит минимизировать возможность любых нарушений или злоупотреблений, сделав закупки более прозрачными и вдобавок менее трудоемкими», — рассказал эксперт.
По его словам, роботы могут искать компании, у которых можно купить какой-либо товар.
«Грубо говоря, робот заходит на “Яндекс.Маркет”, изучает предложения, делает скриншоты и сохраняет их в закупочной системе компании. По всем найденным источникам цен роботы запросят у поставщиков коммерческие предложения», — отметил Денис Калашников.
Система распознавания текста, созданная на основе интеллектуальных технологий ABBYY, обрабатывает предложения и спецификации, а затем преобразует и загружает извлечённые из них данные в учетную систему для дальнейшего анализа и принятия решения.
Он добавил, что на текущий момент роботы, созданные в ТВЭЛ, могут искать ценовые источники и собирать коммерческие предложения только для относительно простых товарных закупок.
«Помогать с закупкой услуг роботы пока не могут, так как у нас нет единого каталога услуг. Например, услугу по внедрению в компании искусственного интеллекта найти на “Яндекс.Маркете” не получится», — отметил Денис Калашников.
Он обратил внимание, что Топливная компания совершает в год более 10 тыс. закупок, а штат специалистов, занимающихся подготовкой закупок, составляет около 180 человек.
«Система интеллектуальной обработки информации позволит сократить трудозатраты по формированию начальной максимальной цены закупки в 16 раз, а среднее время закупок сократится на 25%», — заключил эксперт.
Он добавил, что пилотный проект по внедрению искусственного интеллекта и программных роботов-закупщиков в Топливной компании уже даёт первые результаты: цифровые помощники находят и исправляют ошибки в технических заданиях на закупку, а также ищут источники цен, запрашивают и получают коммерческие предложения от поставщиков товаров, формируя начальную максимальную цену договора и ценовой анализ. При этом они непрерывно обучаются, становятся более умными и полезными. Потенциал технологии огромен, Топливная компания планирует начать использовать её для повышения эффективности и в других своих бизнес-процессах.
Интеллектуальные технологии применяются и в других задачах компании. Так, для повышения эффективности операционной деятельности казначейства была создана интеллектуальная система для извлечения данных из первичных бухгалтерских документов на основе платформы ABBYY FlexiCapture и технологий обработки естественного языка. Система сканирует и распознает структурированные и неструктурированные документы и извлекает из них необходимые атрибуты, которые будут переданы в учетную систему для сравнения полученного счета с условиями соответствующего договора. В 2021–2022 годах ТВЭЛ планирует сократить трудоёмкость проверки корректности платежных операций на 67%.
На правах рекламы