ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Прогнозы, Технологии

В России будут «умные» дороги

Юлия Штрек

Юлия Штрек

CFO и CDTO группы компаний «Автобан»

Сегодня все говорят об умных дорогах, цифровых двойниках, BIM-технологиях и диджитализации дорожно-строительной отрасли. А что действительно изменилось с внедрением инновационных технологий? 

Какие цели стоят перед дорожной отраслью

Давайте начнем с того, зачем вообще нужна диджитализация дорожно-строительной отрасли. За последнее десятилетие произошли значительные изменения, которые коснулись как техники самого строительства, так и цифровизации основных бизнес-процессов.

Среди главных задач, которые стоят перед нами, — обеспечение безопасности дорожного движения, улучшение качества работ на всех этапах строительства, повышение качества и оперативности контроля состояния дорог и движения, улучшение транспортной мобильности граждан, повышение рентабельности отрасли, эффективности пользования ресурсами и прозрачности всех процессов.

Как эти цели реализуются сегодня и как цифровизация меняет подходы к строительству и эксплуатации магистралей?

«Безопасные и качественные дороги»

В 2017 году в России стартовал федеральный проект «Безопасные и качественные дороги», в соответствии с которым российские трассы в ближайшем будущем должны стать интеллектуальными. Это позволит контролировать загруженность дорог, экологическую обстановку, погодные условия и создаст условия для движения беспилотников.

Уже сегодня в рамках проекта на некоторых участках федеральных трасс, региональных дорог и на городских дорогах применяются умные системы. Например, в столице внедрена интеллектуальная транспортная система, которая объединяет светофоры, детекторы транспорта, метеостанции и информационные табло. Система дает возможность уменьшить пробки, оптимизировать маршруты транспорта, своевременно оповещать участников дорожного движения о ситуации на дороге.

Чтобы ускорить темпы реализации федерального плана, к нему должно присоединиться как можно больше крупных игроков дорожно-строительной области. «Автобан» реализовал ряд IT-проектов, чтобы организовать эффективный и прозрачный контроль техники и механизмов, мониторинг дорожно-строительных работ в режиме реального времени. В составе компании создано специальное подразделение «Автобан-Диджитал», которое реализует цифровые инициативы, разрабатывает диджитал-продукты. Цель нового подразделения — автоматизация и цифровизация процессов в дорожной отрасли и методологическое сопровождение уже реализованных проектов, чтобы в результате получить качественный результат с минимальными затратами, как финансовыми, так и временными.

Цифровые двойники

На мой взгляд, будущее транспортной инфраструктуры — ее цифровизация и автоматизация. Для строительства дорог сегодня используют цифровые двойники.

Создание цифровых двойников становится одной из самых важных технологических тенденций для транспортной инфраструктуры, поскольку они обладают огромным потенциалом. Цифровые двойники предоставляют актуальную информацию о проекте, его статусе и связанных с ним рисках. Очень важный момент: цифровая модель дороги остается актуальной и после завершения строительства, она становится элементом умной дороги: учитывает трафик, окружающую среду, различные воздействия на дорожное полотно на протяжении всего жизненного цикла.

Что в реальности могут умные дороги? Приведем самый простой пример. Датчики, встроенные в дренажную систему, в сочетании с системой видеонаблюдения и другими данными, такими, как интенсивность и продолжительность дождя, могут использоваться для выявления и устранения проблемы с дренажем до того, как шоссе затопит. То есть умная дорога способна решать многие проблемы до их возникновения.

Как создается цифровой двойник

Модели дорог получают с помощью BIM-технологий. Building Information Modeling — это информационные модели строительства, которые позволяют создать самую полную модель будущей дороги с учетом всех нюансов строительства, особенностей эксплуатации, а также оптимизировать себестоимость строительства. Единая информационная модель объекта объединяет модели местности, коммуникаций, линейных участков, инженерных сетей, сооружений.

Информационное моделирование в дорожной отрасли используется и меняет подходы к планированию, строительству и эксплуатации дорог уже сегодня. Например, мы использовали BIM-технологию на одном из своих ключевых проектов — ЦКАД-4. Формирование информационных моделей строительства — одна из приоритетных задач компании «Автобан».

Однако повсеместное внедрение инновации еще только предстоит. Это подтверждает соответствующее Постановление правительства РФ от 05.03.2021 № 331.

Умной дороге — умное ровное покрытие

Чтобы дорожное полотно было максимально ровным, «Автобан» применяет 3D-нивелирование. Современнейшая техника, оснащенная датчиками и связью со спутниковыми системами, обеспечивает высокую точность укладки дорожного покрытия, улучшая качество всех слоев. 3D-нивелирование существенно повышает качество строительства, увеличивает его темпы, сокращает объем геодезических работ, помогает экономно расходовать материалы, минимизировать влияние человеческого фактора и снизить затраты.

Если говорить о самом покрытии, то в мире идет активная исследовательская работа в нескольких направлениях. Мы уже хорошо знакомы с такой системой укладки асфальта, как «суперпейв», когда покрытие того или иного участка дороги выбирается с учетом интенсивности движения и климатических условий. Сегодня, кроме традиционных асфальта или бетона, разработчики предлагают и другие типы дорожного покрытия. Расскажу о некоторых из них.

Одна из идей, которая уже применяется в ряде стран, — аккумуляция энергии. Это могут быть как солнечные батареи, встроенные в дорожное покрытие, так и тепловой коллектор, для которого используется жидкий теплоноситель. Энергия, которая в результате вырабатывается, может идти на обслуживание инфраструктуры умной дороги, освещение прилегающих улиц, обогрев транспортных объектов и тоннелей.

Для снижения аварийности, оповещения водителей о дорожной обстановке, освещения дороги и оптимизации трафика разработана умная разметка, например флуоресцентная, со светодиодами или магнитная.

Сегодня для оценки качества покрытия как во время укладки, так и во время доставки до места строительства начинают использоваться умные сенсоры, которые устанавливаются на грузовиках, бетономешалках и других транспортных системах.

Системы контроля

Еще одна тенденция — это тестирование дорог на небольших участках. Проверяются все параметры: материалы дорожного покрытия, освещение, навигация, поведение водителей. Для этого используются датчики, камеры и системы, воспроизводящие разные условия. Такие «дорожные лаборатории» активно применяются, например, в США. Тестирование участка дороги позволяет значительно снизить затраты на строительство целой магистрали.

Для подсчета трафика, обнаружения приезда общественного транспорта, определения типа проезжающих машин, занятости парковочных мест предлагается использовать специальные лазерные системы контроля. Это лазерная виброметрия, где применяется анализ отраженного сигнала.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья