ENG
Стартапы, Экспертное мнение

В поиске стартапов нужно «пройти по дороге разочарований»

Виктор Солнцев – доцент кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС

Это сладкое слово – «стартап»! Начало нового бизнеса «с нуля». Кто из молодых в России не мечтал о своем стартапе, особенно в последнее время, когда кругом сплошной позитив об инновациях, высоких технологиях, успешных командах, конкурсах, победителях и, конечно, фонды «Сколково», РВК, ФРИИ, выдающие гранты.

На самом деле, понятие стартапа – намного шире, и оно распространяется на любой проект Greenfield «в чистом поле». Технологические инновации совсем не обязательны. Достаточно построить (купить, снять) производственное помещение, купить и установить необходимое оборудование, нанять и обучить высококвалифицированных работников, закупить сырье и материалы и изготовить из них «Продукт», который найдет своего «Покупателя». И вот он – простой стартап. Но его не надо искать. Он сам найдет своего инвестора, так как об этом Продукте уже давно известно «Покупателю», а еще раньше «Инвестору», у которого «Инициатор» попросил денег для создания нового предприятия.

Нужно только открыть «архив» американского сегмента интернета 20-летней давности, если таковой еще существует, и посмотреть динамику развития спроса на тогда инновационный продукт. Конечно, в инновационном стартапе 20-летний срез не пройдет. Придется отправиться назад в «будущее» всего на 5-10 лет. Именно тогда рождался пионерский (от слова «первый») спрос на инновацию, ставшую известной в России только сегодня. Со временем этот срок уменьшается, но принципиальный спрос на новые для нашего рынка продукты, товары, услуги у российского населения возникает гораздо позже. Поэтому инвестор понимает: нужны глобальные, а не локальные стартапы. А вот с этим у нас проблемы.

Стартап проходит в своем развитии несколько фаз, так же, как и обычный жизненный цикл Адизеса «рождение – взрывной рост – бюрократизация – смерть». Только это происходит очень быстро, порой за полгода. Если стартап прожил полтора года – это уже зрелый стартап. Команды распадаются и из-за нехватки денег, и из-за разногласий в команде, и просто из-за потери интереса к «старому» стартапу, хотя ему еще и года не исполнилось. Вот такой зрелый стартап и надо искать и оценивать. Поиск на сверхранней «посевной» стадии доступен только «бизнес-ангелам» или государственным институтам развития инноваций. Вероятность успеха получателя гранта – 1 к 100, менее 1%. Тогда надо создавать «трубку» проектов и запихивать туда десятки проектов и команд, как в мясорубку, привлекая экспертов по разным отраслям и техносферам.

Мне повезло: первый стартап, с которым я познакомился лет десять назад в МГТУ имени Баумана, вышел на глобальный рынок, а его автор – Артем Юхин, тогда аспирант, стал «русским Цукербергом», легендой отечественного инновационного движения, впервые осуществив «экзит» – выход из проекта с продажей своей доли. Проблемы начинающего стартапера – локальность географии и ограниченный спектр применения при перспективной и проработанной технологии. Так, например, Артем поначалу считал, что применение его устройства 3D-сканирования может применяться им для разработки 3D-флэш-изображений на сайтах российских интернет-магазинов. Монетизация тогда вообще не рассматривалась, только заработок аспиранта, которому не хватает стипендии. Так как тогда я только вернулся из Вашингтона с конференции по информационной безопасности, я предложил ему рассмотреть возможность использования его простого и быстрого алгоритма для систем биометрической идентификации. Это был уже глобальный рынок, развивавшийся с космической скоростью. Трансформация, которую прошел Артем, была просто феноменальной. Раскрутка в интернете возможностей алгоритма привлекла внимание венчурных инвесторов. Так как он вовремя оформил заявку на патент, они пригласили его, предложив долю в бизнесе, что довольно редко для начинающего стартапера. Обычно их нанимают «пачками» оффшорными программистами за копейки, поскольку у них нет свидетельства на интеллектуальную собственность. После краткого периода всесторонней патентной защиты и разработки полного пакета документов для инвестора венчурный инвестор вывез установку на американскую выставку, где они и нашли стратегического инвестора в лице представителей крупной компании по системам безопасности. И установка, и Артем остались в США. Теперь разработка Артема продается во многих странах мира, а он продал все права на нее новому владельцу. Артем вернулся в Россию и работает в «Тройке Диалог» – как раз занимается поиском и отбором инновационных высокотехнологических проектов. Жалко, что при продаже своих интеллектуальных прав он продал не только патентные, но и авторские. А так бы с каждого произведенного в мире устройства ему бы поступали «роялти» в размере, позволяющим ему нигде, кроме своего собственного инвестиционного фонда, не работать.

Что надо знать инвестору, чтобы грамотно и профессионально вложить свои деньги в неизвестную никому идею, в незнакомую порой между собой команду, с непонятным еще продуктом на неведомом рынке с несформированным спросом? Только интуиция и практика!

Надо самому пройти не один раз «по дороге разочарований», потеряв несколько десятков миллионов рублей и несколько лет жизни, чтобы найти и реализовать тот стартап, который многократно окупит все понесенные убытки. Фэйсбук у студента Гарварда Марка Цукерберга был то ли седьмым, то ли девятым стартапом.

Конечно, можно пойти по пути бюрократизации процесса, как в «Роснано». Там, наверное, реализован лучший в мире бизнес-процесс рассмотрения проектов, относящихся к области «нано», хотя в тезаурусе и классификаторе присутствуют практически все прорывные области технологий. Форматы заявок на проекты, предварительная экспертиза MVP – минимально работоспособного продукта, разработка бизнес-планов, проведение маркетинговых исследований, анализ рисков, привлечение международных экспертов и, наконец, инвестиционный меморандум, NDA, TSA и другие юридические документы о входе и выходе инвесторов. Правда, деятельность фондов развития каждый раз привлекает внимание контролирующих органов, делающих вывод о неэффективном или нецелевом использовании государственных средств.

Участие начинающих стартаперов в конкурсах и грантах – дело хорошее. По крайней мере, они познакомятся с такими же, как они, «тусовщиками» и «грантоежками». Иногда к ним в гости приходят иностранные акселераторы и предлагают приехать в США учиться и развивать свой проект за их же деньги. Тогда на 3-минутные «питчи» – выступления стартаперов перед потенциальными инвесторами – приглашают экспертов, инвесторов, представителей фондов, которые в анкетах отмечают несколько параметров оценки проектов: рынок, продукт, команда, риски и т.п. Набравший максимальное число баллов проект получает грант размером от половины до полутора миллионов рублей, которых хватит на работу команды проекта еще на полгода. Вероятность, что из проекта выйдет что-то стоящее, близка к нулю. Но если не показать перспективы инноваций в России начинающим стартаперам, вообще никто не придет. И все стартапы уплывут за пределы родины. Опыт показал, что потери России только от «стартапа» Зворыкина – телевидения – составили примерно 1 триллион долларов США. Потери для России технологии 3D-биометрии могут измеряться несколькими миллиардами долларов. Что еще можно сказать?

Правда, которую так метко обозначил Анатолий Чубайс, состоит в том, что «стартап – это результат любви инвестора и инициатора».

Точнее и не скажешь. Поэтому поиск и отбор стартапов для инвесторов настолько же важен, как выбор спутника жизни и партнера по браку. Это может быть «любовь с первого взгляда», а может быть «брак по расчету». Главное, чтобы партнеры дополняли друг друга до целого, а не были одного «пола» или разного «возраста»: молодой разработчик, просто жадный до денег, или пожилой инвестор, любитель технологий и технологов. Тогда в результате их союза ничего плодотворного не получится. Одно извращение инноваций как процесса порождения нового.

Философски говоря, стартап всегда найдет своего инвестора, а инвестор всегда найдет свой стартап. Дзен-мудрость гласит: «Это не воин выбирает свой путь, это путь выбирает своего воина». Поэтому, стартаперы, стартуйте! Инвесторы – инвестируйте. Если у вас есть эксперт – пригласите, не пожалеете. Правда!

Материалы по теме


1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.