Мы привыкли, что венчурные инвесторы поддерживают проекты лишь на раннем этапе их становления, выходя из бизнеса по мере его развития. Глобальный тренд на диджитализацию и активное развитие новых технологий в корне меняют эту практику.
Популярность венчурных инвестиций в последние годы обусловлена в первую очередь тем, что наиболее быстрый рост и лучшие перспективы демонстрируют высокотехнологические отрасли. Исторически именно на них фокусировались венчурные инвесторы. Сегодня они заслуженно вызывают интерес у всех групп инвесторов — от крупных институциональных до частных розничных. Даже такие довольно консервативные структуры, как управляющие компании крупных промышленных холдингов или, наоборот, family office, исторически инвестирующие в ценные бумаги, теперь также начали создавать собственные венчурные фонды. То есть в отрасли, ранее считавшиеся исключительно уделом венчуров, стало заходить всё больше «традиционных», стратегических инвесторов.
Лучше меньше, да лучше
Немаловажным фактором в выборе объекта для инвестирования становится и то, что инвестиционный вход в высокотехнологичные стартапы, как правило, подразумевает меньший ticket сделки — они обходятся дешевле. На фоне сокращения ликвидности, снижения свободных средств (как у крупных компаний, так и у частных инвесторов) наблюдается падение «среднего чека» инвестиций. Например, в прошлом году «Севергрупп», принадлежащая миллиардеру Алексею Мордашову, инвестировала в образовательный холдинг «Нетология-групп». Тогда источники издания Forbes, близкие к сделке, оценивали её в $50-60 млн. При этом ранее структуры Алексея Мордашова осуществляли сделки с гораздо более высоким тикетом. Так, например, в 2013 Группа ВТБ продала 50% мобильного оператора «Tele2 России» за 40,4 млрд руб. консорциуму инвесторов, в числе которых был и Мордашов. То есть инвестор может за те же деньги приобрести либо меньшую долю в уже состоявшемся бизнесе, либо более крупную в начинающемся, но имеющем отличные перспективы. Вход в компанию на ранней стадии — это, опять-таки, признак венчура.
Ангелы и демоны
Меняется и подход инвесторов к вложению средств. Ранее сделки со стартапами выглядели так: венчурный фонд отбирал проект, подходящий под его критерии, инвестировал определенные деньги и дальше просто ждал роста компании, чтобы зафиксировать прибыль. Или убытки — ведь, по статистике, выстреливает не более 10% стартапов, а «единорогов» (бизнесов, доросших до капитализации в $1 млрд) можно пересчитать по пальцам.
Сегодня практика такова, что инвесторы всё чаще приходят к пониманию: одной только финансовой поддержки стартапа уже недостаточно. Необходимо приложить дополнительные усилия, чтобы инвестиция стала успешной. Поэтому инвесторы берут на себя роль бизнес-ангелов — «ведут» фаундеров и помогают компаниям в операционной деятельности. Делятся опытом, консультируют по поводу правильного подбора топ-менеджмента. Ведь в большинстве случаев инвесторы — уже состоявшиеся в бизнесе личности, а фаундеры — носители конкретной идеи, разработчики технологий. Как правило, именно основатели стартапа на начальном этапе становятся руководителями компании, но с её ростом и развитием у них может не хватить компетенций управленцев; тогда и приходит время привлекать наемный топ-менеджмент.
Стратегические коллекционеры
Еще один фактор, влияющий на смену венчуров на стратегов, — замедление темпов роста в традиционных индустриях, не связанных с высокими технологиями. Между тем, они — технологии — проникают во все сферы нашей жизни. Финансы, медицина, образование, транспорт… Любой акционер или топ-менеджер заинтересован в том, чтобы придать ускорение развитию бизнеса. Они наблюдают, как рядом стремительно растут связанные бизнесы. Естественный вывод — попытаться встроить технологии в свою систему, добиться синергетического эффекта. Самые яркие примеры на отечественном рынке — Сбербанк и Яндекс. Правда, глава Сбербанка Герман Греф не так давно высказался в том смысле, что пока непонятно, зачем они так массово скупают финтех-стартапы:
«Пока просто коллекционируем».
Впрочем, вряд ли кто может назвать Сбербанк венчурным инвестором — это очевидный стратег.
Не в деньгах счастье
Если говорить о таком понятии, как «стратегический венчурный инвестор», его задача не в том, чтобы просто заработать деньги, как это происходит в привычном венчурном бизнесе (купить-вырастить-выйти с прибылью), но увеличить капитализацию основного бизнеса: своего собственного. Подобные инвестиции должны в первую очередь благоприятно влиять на ключевой бизнес инвестора.
Даже в таких неповоротливых государственных махинах, как, например, Росатоме, Роскосмосе или Объединенной судостроительной корпорации, сегодня создаются стратегические венчурные инвестиционные подразделения, нацеленные на инвестиции в технологии, комплементарные основному бизнесу корпораций.
Это обуславливает совсем другой подход к выбору объекта для инвестирования, так как может подразумевать даже не денежное выражение его итогов. Доля рынка, рост клиентской базы, вовремя замеченный тренд или технология, применение которой в дальнейшем позволит быть в первых рядах — вот ключевые цели стратегических венчурных инвесторов.