ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Винченцо Трани: Италия — это возможности для инвестиций

Винченцо Трани

Винченцо Трани

Президент Итало-российской торговой палаты

Италию и Россию исторически связывают многолетние отношения, которые никогда не зависели от политической ситуации. В момент основания палаты в 1964 г. сотрудничество между двумя странами реализовывалось через три-четыре крупные корпорации вроде Fiat и Eni. Сегодня итало-российское сотрудничество осуществляется также и по линии различных официальных ведомств.

Винченцо Трани: Италия — это возможности для инвестиций

Взаимные контакты больше завязаны на людях, чем на политических партиях. А люди, живущие в наших странах, прекрасно относятся друг к другу и понимают, что не смогут обойтись друг без друга. Именно люди в действительности управляют политической жизнью в стране: без людей нет и политической жизни. Так что кто бы ни стоял во главе наших стран, между ними всегда сохранялись и сохраняются хорошие отношения.

Сегодня мы находимся в лучшем положении, чем в 2014 г.: уже можно сказать, что мы пережили непростую ситуацию, возникшую тогда между Европой и Россией. Мы преодолели все трудности и теперь готовы к следующему шагу. Наша текущая задача — не почивать на лаврах, а посмотреть, что еще можно сделать.

Здесь важно понимать, что каждый должен эффективно действовать на своем месте. Будь то предприниматель, журналист или президент Итало-Российской торговой палаты — каждому отводится определенная роль во взаимодействии между двумя странами. Если мы все будем делать все от нас зависящее, то сможем работать в условиях полной прозрачности и обеспечим надлежащее развитие наших стран и отношений между ними. Это основа любого бизнеса и любых отношений.

Даже в период Холодной войны мы помнили о важности общения. Теперь же мы как будто забыли об этом, видимо, решив, что в эпоху Facebook можно не тратить на это время. Но дело в том, что это не так. Если мы хотим, чтобы наши страны активно развивались, если мы действительно хотим получать и предоставлять достоверную информацию предпринимателям с обеих сторон, каналы связи ни в коем случае нельзя упускать из виду.

Говоря об условиях для бизнеса в России, стоит отметить, что в любой стране всегда найдется что улучшить. Я бы сказал, в целом инвестиционный климат в России довольно позитивный. Предприниматели и инвесторы всегда находят здесь рынок, который определенно является престижным. Большинство инвесторов из Италии — это мелкие и средние инвесторы, они уже вполне удовлетворены результатами, потому что малый и средний бизнес не зависит от политических перипетий. В общем и целом разрушить среду для малого и среднего бизнеса сложно: для этого пришлось бы разрушить всю страну.

Что касается крупных итальянских компаний, они по большей части довольны своим доходом, инвесторы в основном довольны прибылями на этом рынке. С 2014 г. ни одна итальянская компания и ни один итальянский инвестор не ушли из России. В некоторых случаях я отмечал снижение производительности или доходности, но инвестиционный климат остается благоприятным, хотя и мог бы быть много лучше.

Зарубежные инвесторы видят, что им рады в этой стране, они понимают, что находятся в большей безопасности и защищены даже лучше, чем отечественные инвесторы, что для других стран нехарактерно. Обычно любая страна защищает собственных инвесторов от зарубежных. В России же все как раз наоборот. Не припомню, чтобы у итальянских инвесторов были какие-либо серьезные проблемы, хотя Итало-Российская торговая палата как раз должна защищать инвестиции итальянцев в России и россиян в Италии.

В Италии работают различные российские инвесторы — и большинство из них недовольны. Это компании, частные лица, а также те, кого в Италии называют олигархами и кого в России уже почти не осталось. Многие частные инвесторы покупают недвижимость, другие вкладываются еще и в инфраструктуру. Были не самые удачные инвестиции россиян в итальянские инфраструктурные проекты — железные дороги, альтернативные источники энергии, нефтяной бизнес: эти инвестиции не приносили ожидаемый доход. К сожалению, основная причина этого — нехватка у российских инвесторов знаний об Италии, хотя эта информация играет ключевую роль. Россияне обычно думают, что в Европе все страны открыты и что они все знают о странах, куда собираются инвестировать, но, к сожалению, это не так. Существуют определенные ограничения и неписаные правила. Нужно четко понимать, как функционируют местные органы власти, как устроена жизнь людей, с какими трудностями можно столкнуться в конкретном регионе, при том что регионы могут отличаться друг от друга.

Поэтому наша задача — не только решать проблемы, но и помогать предпринимателям их избегать. Печально, что раньше наша палата никак не содействовала российским инвесторам в Италии, потому что, по мнению многих, Итало-Российская торговая палата была создана для того, чтобы помогать итальянским компаниям выходить на российский рынок, а не наоборот. Это не так, потому что палата итало-росcийская, и мы работаем в обоих направлениях. Во всех инвестициях есть положительные и отрицательные моменты. Положительные аспекты будут озвучиваться и ставиться в пример будущим инвесторам, но, к сожалению, негативные ситуации тоже будут случаться. Нам надо постараться объяснить российским инвесторам, почему Италия открывает хорошие возможности для инвестиций.

Моя точка зрения и мой план заключаются в том, что нужно превратить Итало-Российскую торговую палату в уникальную торговую палату, основываясь на опыте российско-итальянских отношений или, в более широком смысле, на опыте российско-европейских отношений. На мой взгляд, торговая палата не должна просто давать рекомендации, она должна оказывать реальную помощь в развитии двусторонних деловых отношений. Перспективный план состоит из четырех главных пунктов.

Пункт первый — концентрация на поддержке малого и среднего бизнеса в обеих странах. Существуют тысячи и миллионы небольших предприятий, которым необходимо выйти на зарубежный рынок и которые нуждаются в определенной поддержке, но не могут эту поддержку оплатить.

Пункт второй — оказание помощи международному и двустороннему бизнесу — и торговле — обеих стран. Малые и средние предприятия всегда сталкиваются с многочисленными трудностями при взаимодействии с таможней, транспортными и логистическими компаниями, для них очень важно добиться приемлемой цены. Мы как торговая палата должны стимулировать торговлю путем снижения технических издержек везде, где только возможно.

Мы будем работать над учреждением и запуском двух местных — итальянской и российской — логистических компаний, которые помогут малому бизнесу в продаже товаров, взяв на себя всю транспортировку, логистику и таможенное оформление. Обе компании будут находиться в собственности торговой палаты. Получение прибыли не будет приоритетом, доходы должны лишь покрывать расходы. Задача — развитие и продвижение двусторонних деловых отношений. Это позволит предложить итальянским бизнесменам доставлять их продукцию в Россию прозрачно, быстро, просто и дешево.

Третий пункт предполагает учреждение фонда, в который войдут институциональные инвесторы и частные предприятия, являющиеся членами палаты. Его задача — финансировать совместное предприятие, которое в свою очередь будет финансировать импортный и экспортные операции предпринимателей обеих стран. Этот вопрос уже обсуждался с рядом финансовых организаций — многие из них будут рады поддержать Итало-российскую торговую палату. Фонд станет юридическим лицом в третьей стране, а в Европе главными юрисдикциями для регистрации фондов являются Люксембург и Ирландия. Я рассчитываю на поддержку наших правительств и уже получил заверения в помощи, в том числе финансовой, как с российской, так и с итальянской стороны.

Винченцо Трани: Италия — это возможности для инвестиций

Финальный пункт плана, который наша палата должна будет выполнить, — создание электронной торговой платформы для реализации итальянской продукции в России и российских товаров в Италии. Россия уже является цифровым рынком. Такие города, как Санкт-Петербург и Москва, характеризуются высоким уровнем цифровизации, тогда как многие компании в Италии этим пока похвастаться не могут. Поэтому в спектр наших функций входит обучение компаний. Платформа электронной торговли — отличный способ как помочь им повысить продажи, так и научить их работать в рамках новой логики дигитализации торговли.

Российский опыт цифровизации весьма значителен. Мало где отечественные операторы способны конкурировать с Google, как это делает «Яндекс», и не так много стран с таким высоким уровнем цифровизации населения, как в России. Цена цифровизации в России намного ниже, нежели в среднем по Европе, а услуги IT-специалиста намного дешевле.

Россия вполне бы могла поставлять свои IT-решения и высокотехнологичные услуги в Италию. Один из наиболее успешных примеров деятельности российских компаний в Италии — «Лаборатория Касперского», абсолютный лидер по продажам антивирусного ПО в Италии, где отсутствуют ограничения на деятельность компании и использование её продуктов. По сути, это самое недорогое, оптимальное и технически продвинутое решение. Вот почему бухгалтерская программа для компаний 1С делает первые шаги на итальянском рынке, предлагая ПО для ведения бухгалтерии. Подобного отечественного продукта в Италии нет, он уникален и производится только в России.

Сегодня объём двусторонней торговли между Италией и Россией составляет порядка 9 млрд евро, что немного. Я твердо верю, что за пару лет он может удвоиться. Но мы сможем быть по-настоящему довольны только тогда, когда объёмы инвестиций значительно превысят объёмы торговли.

Мне бы очень хотелось, чтобы совместные предприятия развивались, а прямые инвестиции росли в обеих странах, поскольку это перспективнее и долгосрочнее, нежели просто торговля. Однако торговля важна, и мы должны поддерживать двустороннюю торговлю: у нас никогда не будет совместных предприятий, если компании не в состоянии в первую очередь продать свой продукт. Никто не задумается о запуске промышленного объекта в России, если в ней нет рынка, а чтобы понять, что он есть, нужно сначала реализовать свой продукт. Вот почему платформа электронной торговли крайне важна, равно как и логистическая платформа — ведь мы должны помочь людям и предприятиям понять, что в России существует рынок. При реализации товаров в России через платформу электронной торговли их можно также сбывать во всех странах Таможенного союза ЕАЭС с общим населением 170 миллионов человек.

Я намерен сделать всё возможное, чтобы эти планы осуществились. Но очевидно, все эти задумки и проекты потребуют совместных усилий. Идеи важны, но претворение их в жизнь намного важнее. Самая главная задача — начать реализацию этих идей совместно со всеми членами Итало-Российской торговой палаты, ведомствами и властями двух стран.

Источник публикации

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья