ENG
Добавить в избранное
Интервью, Стартапы, Технологии

Владислав Сокровищук: «Лучше съесть, чем выбросить»

Крупные рестораторы отказываются от пластиковой посуды — во всем мире принимаются законы, запрещающие ее производство. В России тоже вот-вот вступят в силу подобные нормы. Уходят в небытие и пластиковые коктейльные трубочки, а это уже настоящая революция на рынке: одни только США используют их примерно 500 миллионов штук в год. Что придет на смену пластику? Основатель компании Green Glow Владислав Сокровищук уверяет: съедобная посуда. Сам он решил начать с малого — со съедобных трубочек для напитков.

Владислав Сокровищук, основатель компании Green Glow

— Съедобная посуда — это же, наверное, сложно и дорого?

— Мы уникальная компания, потому что взяли и разработали продукт сами. Пригласили ученых из пищевой промышленности, заплатили им; специальная лаборатория разработала нам продукт. Потом нашли в России инженеров, которые по нашему ТЗ спроектировали оборудование, и мы стали его производить.

Такого не делает почти никто. Две компании предлагают что-то похожее: в Китае делают трубочки из риса и есть еще одна испанская компания, которая также производит съедобные трубочки. Ее продукция отличается огромным разнообразием цветов, но у нее есть минус — их технологи используют животный желатин, который не очень полезен для человека. По сути, они просто укрепили макароны желатином.

Мы решили пойти другим путем. По нашим наблюдениям, если продукт яркий, это сразу настораживает. Ведь в окружающей нас природе нет броских цветов. Поэтому наши изделия не такие яркие, имеют более натуральные тона, зато вполне съедобные, даже вкусные! И состав абсолютно здоровый, основа — яблочная клетчатка, мальтодекстрин, глютен, муки всего 20%. Мы с самого начала ставили разработчикам задачу охватить все категории граждан. Например, диабетиков, поэтому мы не используем сахар, а заменили его на сахарозу или стевию. А для тех, кто следит за весом, ограничили энергетическую ценность изделия до 11 килокалорий.

Первый успех не заставил себя ждать. Наш сингапурский дилер для компании-поставщика местных ресторанов организовал тендер, в котором участвовали все производители подобных изделий, были собраны все возможные варианты: испанские, китайские, индийские. Естественно, и мы. В тендере победили изделия из России. Пока заказ небольшой: 1200 коробок по 25 трубочек. Но все же мы считаем его большим успехом — победителя тендера определяли клиенты.

— Пластик все-таки, наверное, и дешевле, и надежнее?

— Рестораны берут наши трубочки и не жалуются. В кофе они держатся 10–15 минут, этого достаточно. В коктейлях и соках — 30–40 минут. В алкоголе со льдом около часа, в чистом виски — час двадцать. Срок годности трубочек — 365 дней. Единственное, чего они боятся, — это влага, их надо хранить в сухом месте. Конечно, наша продукция недешевая. Трубочка из пластика стоит 30 копеек, из бумаги — 3 рубля, а у нас оптовая цена — 10 рублей. Но когда наши трубочки сравнивают с пластиковыми, мы говорим:

«А те вы сможете съесть?»

Наша продукция, по сути, еда, мы ее так и позиционируем. Вот вы покупаете кофе, рядом вам бесплатно кладут печеньку. Но если посмотреть ее себестоимость, она золотая: в два раза дороже нашей трубочки. Или когда вас спрашивают, добавить ли сироп в кофе, и вы соглашаетесь, ваш кофе с каплей сиропа стоит уже не 260 руб., а 380 руб., и у вас не возникает вопроса почему. Это дело привычки. Вот и к съедобным трубочкам людей надо просто приучать.

— Почему вы вообще решили ими заняться? Как возникла идея?

— Весь мир стремится к экологичности, органическому и здоровому питанию, вегетарианству, веганству, отказу от пластика. Пластик сегодня — главная угроза для планеты, он разлагается 400 лет. В Германии, например, построили корабль, который, плавая в океане, разгребает целые острова пластикового мусора, которые там образовались, перерабатывает их в топливо. Кроме того, сегодня важно демонстрировать отсутствие красителей, сахара и пр. И наш продукт именно в этом тренде. Мы вкладываем свою лепту в процесс оздоровления планеты. Наши трубочки не только не вредят природе, но и несут пользу здоровью человека.

Например, основной оборот кафе на заправках — кофе навынос. Человек берет его и садится в машину. Нам важно, чтобы он брал к напитку нашу трубочку. Выпил кофе с утра — и закусил трубочкой. Получился завтрак, легкий, диетический: явно лучше для организма, чем давиться круассаном с запахом бензина.

— Ваше представление о перспективах вашего продукта как-то менялось?

— Так как мы стартовали, опираясь на собственные инвестиции, наша вера в продукт была непоколебима с самого начала. А вот отношение дистрибьюторов, дилеров, ресторанов менялось и меняется постоянно. Есть рестораны очень продвинутые, которым ничего никогда объяснять не надо: они и так понимают, что им предлагается перспективный продукт. А есть такие, которым приходится демонстрировать выгоду от использования наших трубочек. Любая экологичная продукция дороже, чем пластик, даже сделанная в Китае. Конечно, возникает вопрос цены.

Но есть данные, что 67% населения России готовы переплачивать за экопродукцию. Не нужно вмешательства государства, у людей уже есть сознательность, многие, например, практикуют дома раздельный сбор мусора. Однако если в Москве ситуация с раздельным сбором нормальная, во многих регионах она критическая: там пакеты с отсортированным мусором просто некуда нести. То есть проблема накопления мусора только нарастает. Граждане уже сами бьют тревогу по поводу роста свалок.

При этом, повторю, люди понимают, что бумажная упаковка будет стоить дороже, чем полиэтилен. Но берут ее или начинают ходить со своими авоськами в магазин, чтобы не накапливать дома пакеты. Так что съедобная посуда и аксессуары тоже скоро войдут в обиход, даже имея немалую цену.

А сомневающимся бизнесменам мы говорим: не судите по себе, берите наши трубочки. Их цена, которая выше пластика, не пошатнет ваш бизнес экономически, особенно если вспомнить, сколько продуктов ежедневно портится на витрине или сгнивает в холодильниках. Зато вы получите репутацию самых «зеленых» и сможете гордо заявлять:

«Мы экологично настроены, мы отказались от пластика, смотрите на нас и делайте как мы».

— В России сложно продать компанию, сложно привлечь деньги. А как у производителей экопродукции?

— Инвесторы есть всегда: людей, у которых есть деньги, гораздо больше, чем нам кажется. Есть рынок профессиональных инвесторов — это фондовые рынки, паевые фонды и так далее. А есть рынок непрофессиональных инвесторов, где инвестируют, условно говоря, домохозяйки. На нем порог входа низкий, при том что схема работы обычная: инвестор может предложить предоплату за новый вид продукции, чтобы первым его получить. Как правило, главным вопросом становится объем привлекаемых средств. Но его можно собрать небольшими частями за счет большого количества инвесторов, например на краудфандинговых платформах. Правда, на этом рынке 95% всех проектов — фейки, люди инвестируют в красивые картинки. Но у нас не только красивые картинки, у нас готовый продукт, который можно попробовать!

Хотя есть и инвесторы-тяжеловесы, которые готовы вкладываться в предприятие, сильно расширять рынок, выстраивать серьезную компанию. Все зависит от того, какие цели у компании, в которую хотят привлечь средства. Конечно, если заняться гречкой, инвесторов в России будет заинтересовать сложно. Но если ты делаешь что-то уникальное, проблем быть не должно. На выставке мы видели производителей меда, которые из него делают пасту с орехами, малиной, миндалем, фасуют ее в красивые банки. У таких производителей, очевидно, есть будущее. А вот у их коллег с обычным медом — нет, такое было интересно лет двадцать назад. Люди предпочитают вкладываться в инновационные проекты, которые имеют будущее.

— А в экологические?

— Экологичность — очень мощный тренд во всем мире. Инвесторы стараются выбирать либо технологичные компании, либо инновационные. Мы относимся к последним. А если такая компания еще и в экологическом тренде, она сегодня вызывает очень большой интерес. В некоторых местах ветрогенераторы ставят в море, бешеные деньги, но инвесторы на это идут. Мы же предлагаем нашим инвесторам идти к экологической повестке маленькими шагами.

— А потребителю? Он сейчас завален информацией о здоровом образе жизни. Почему он должен выбрать вашу продукцию?

— В нашем мире царствуют блогеры, часто не имеющие ни образования, ни знаний, ни опыта. Так что потребителю лучше получать информацию из научной или научно-популярной периодики, а бизнесу — придерживаться научного подхода. Наша продукция разработана в серьезном институте, техническое задание имело четкие параметры, которым она должна была соответствовать. В жизненно важных вопросах необходимо доверяться профессионалам.

Например, в Сингапуре мы столкнулись с бумом отказа от глютена: они решили отказаться от своих традиционных лепешек. Все делают тесты на переносимость глютена. В США, например, тоже есть целые школы, где детей обрекают на веганство. То же самое с непереносимостью лактозы, хотя людей, у которых она может вызывать аллергию, всего сотая доля процента во всем мире. Но научное сообщество говорит, что ребенку нужен полноценный рацион. Ограничивать детский организм не всегда правильно, поэтому не надо верить желтой прессе и вообще непроверенным источникам, а блогерам — в особенности.

— Если вы захотите привлечь инвесторов, они будут российские или иностранные? Из каких стран?

— У нас были иностранные предложения. Но нам всегда говорили: давайте расширим ваше предприятие, и продукцию затем поставлять будем в другую страну. Иностранный инвестор, вкладывая деньги в российское производство, скорее всего, будет нацеливаться не на Россию, а на рынки, где пластик запрещен. Это Европа, США, некоторые страны Азии.

— Очень многие промышленные предприятия фудтеха находятся именно в регионах. Почему?

— Там дешевле. Когда сталкиваешься с сетями, то понимаешь, почему в Москве едят не самую вкусную и не самую полезную, но при этом дорогую еду. Например, одна коробочка с нашей продукцией стоит для сетей 80 рублей. Но нам говорят, что у них обязательна наценка 45%, то есть на полку мы попадем по цене примерно 120 рублей. И это еще не все. Нам звонит реальный закупщик, чтобы уточнить детали, и говорит:

«Слушайте, все-таки цена на полке 320 рублей для таких трубочек — это дороговато».

Мы удивляемся такой цене, согласны, дороговато. В регионах с ценовой политикой проще. Там и с содержанием производства проще, да и ингредиенты более доступны.

В настоящее время мы ведем переговоры или уже заключили договоры с приличным количеством клиентов. Это розничные сети, крупные дистрибьюторы, ресторанные сети, сети заправочных станций, сети детских ресторанов, авиакомпании и т.д. 

Беседовал Константин Фрумкин

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья