Первое, что нужно учитывать в нынешнем году при выборе инвестиционного инструмента и сферы вложений для инвестирования, — социально-политический и макроэкономический контекст: например, подвешенное состояние иностранных инвесторов, для которых может быть вскоре частично закрыт российский рынок. Но на сегодняшний день «ящик Пандоры» в виде санкций еще не раскрыт — пока о критичных последствиях для экономики говорить рано. На инвестиционный рынок также повлияла распространенная в американских СМИ история с вмешательством российских хакеров в результаты выборов президента США: компании, реализующие технологические решения в области кибербезопасности, получают дополнительный стимул в виде внешних инвестиций. Скажем, компания Raytheon, которая, по данным Kit Finance, имеет потенциал роста стоимости акций в 9,4%.
Второе — рекордно низкий уровень инфляции за долгие годы: 2,5% на конец 2017 года. ЦБ наверняка постарается не допустить дальнейшего снижения. Рублёвые депозиты в 2017 году оказались наиболее выгодными (годовая ставка по ним была самой высокой — до 10%). По прогнозам Investfunds, ключевая ставка ЦБ будет продолжать снижаться (уже сейчас она составляет 7,75%, и аналитики прогнозируют снижение до 7,5%), поэтому, как отмечают некоторые аналитики, стоимость рублёвых облигаций будет расти. Но в связи со снижением ставок по депозитам вкладчики уходят в открытые паевые инвестиционные фонды, чья стоимость чистых активов в 2017 году достигла 216 млрд рублей (по данным Investfunds).
Отдельного внимания среди ПИФов заслуживают те, что находятся на стыке с IT-индустрией. Фонды, инвестирующие в IT-индустрию, показывают наиболее высокий рост доходности и будут продолжать расти. Наибольший рост у Facebook, Amazon, Netflix и Google. Эти компании вызывают отдельный интерес с точки зрения двигателя, который тянет вверх другие рынки.
Весь прошлый год основатели стартапов добавляли в свои презентации такие слова, как «блокчейн», «нейронные сети» и machine learning в надежде привлечь финансирование. Не похоже, что в 2018 году это изменится, но будут и не такие очевидные направления.
Много проектов появляется на стыке отраслей.
Что касается группы компаний LT Digital Group, нам интересны проекты на стыке рекламной и IT-отраслей, так называемый AdTech (рекламные технологии). Многие считают, что инвестиции в AdTech рискованны из-за монополии крупных игроков, таких как Google или Facebook, но мы думаем: на этом рынке масса возможностей, просто инвесторам надо обладать хорошей экспертизой. Нам интересны проекты, которые сочетают в себе технологии машинного обучения и анализа Big Data. Ожидается, что в 2018 году объём рынка Big Data вырастет ещё на $7,3 млрд и преодолеет отметку в $40 млрд. В следующем году 62% компаний планируют внедрять machine learning и основные методы анализа Big Data, именно поэтому мы будем внимательно смотреть на все проекты, которые могут не только собирать, но главное — анализировать большие данные. Основной тренд в самой рекламе — это персонализация коммуникаций, и здесь именно большие данные и искусственный интеллект позволят это сделать в полной мере. Также это позволит провести рефакторинг старых инструментов, например, е-mail рассылки, на базе Big Data начнут переживать бум.
Сейчас появляются новые технологии для коммуникации. В 2017 году огромной популярностью пользовались Twitter-боты и голосовые помощники, такие как Siri и Alexa — искусственный интеллект постепенно превращается из атрибута научной фантастики в часть нашей повседневной жизни. Вы помните, как в 2016 году все говорили про чат-ботов? Сейчас о них никто не говорит, но возникают вертикальные решения с использованием в том числе этих технологий — они революционные для своих отраслей.
AI совершенствуется каждый день, и больше всего преимуществ от этого получает обычный пользователь: именно он наслаждается сочетанием человеческих качеств и технологичности. Однако AI — это фундаментальные и очень ресурсоемкие разработки, вкладываться в них могут позволить себе очень крупные корпорации.
В 2018 году мы ожидаем выхода крупных проектов на платформе AR (дополненная реальность), эта технология развивается очень бурно; также мы смотрим на проекты дополненной реальности. Недавно Google объявил о запуске Web AR — первой в своем роде AR-технологии, позволяющей просматривать элементы дополненной реальности не прибегая к установке приложения, а через браузер, что открывает новые возможности для рекламной интеграции брендов в экосистему Google. Российские команды не отстают: например, проект Spheroid AR собирается на ICO, и мы уверены — они соберут там планируемый hard cap.
Еще одна перспективная тенденция: сама рекламная отрасль становится марктеплейсом, как мы можем видеть на примере проекта Globality.
Сам венчурный рынок поменялся за 2017 год, и эти изменения закрепляются. Невозможно не принимать во внимание тот факт, что за 2017 год с помощью ICO было собрано более 3-х миллиардов долларов. Я внимательно смотрел на этот инструмент весь прошлый год, очень много проектов — заведомое мошенничество. Однако я считаю: раз инструмент ICO появился, он будет работать. Многие уважаемые бизнес-ангелы и фонды уже используют ICO для инвестиций в перспективные стартапы и уравновешивают свои портфели криптовалютами. Но для того, чтобы он стал действительно рабочим, необходимо совершить множество шагов всем членам сообщества, инвесторам, регуляторам и фаундерам стартапов. Рынок ICO будет зарегулирован уже в течение 2018 года, однако очень важно, чтобы регулятор сделал логичное и легко применимое законодательство.
Я думаю, вскоре появятся гибридные модели финансирования проектов, где на разных этапах сочетаются инструменты классического венчура и ICO.