ENG
Стартапы, Технологии

Водородная энергия для дронов

Компания BM Power разрабатывает и производит водородные топливные элементы для дронов и роботов. Это альтернатива литий-ионным батареям, позволяющая при сопоставимой массе и габаритах хранить до 10 раз больше энергии, увеличивая время полета дрона до 12 часов (не менее 2,5 часов для обычных профессиональных мультикоптеров). Сейчас компания поднимает инвестиционный раунд на $3 млн, ранее в проект было инвестировано $1,5 млн, среди инвесторов — бывший владелец ГК «Мортон» Александр Ручьев. Об этом «Инвест-Форсайт» узнал от совладельца BM Power Алексея Иваненко.

Водородная энергия для дронов

Энергия из водорода

Водородные топливные элементы преобразовывают химическую энергию водорода в электричество. Топливный элемент от BM Power представляет собой батарею размером в 20 x 20 x 14 см (ширина, длина, высота), состоящую из множества ячеек из мембран, на которые нанесен катализатор на основе платины. В этот топливный элемент подается водород из баллона. Когда атом водорода попадает на мембрану, он взаимодействует с катализатором и распадается на протон и электрон. Электрон уходит в электрическую сеть, образуя электричество, а протон, проходя через мембрану, встречается с вернувшимся из сети электроном и кислородом — в результате получается молекула воды. Вода удаляется из топливного элемента вентилятором. Сама химическая реакция обратимости электролиза — объединения воды и кислорода в молекулу воды с большим выделением электричества и тепла — известна с 1839 г., но широко использоваться в инженерных целях стала с конца 80-х годов прошлого века. КПД у такой системы очень высокий — более 50%: выше, чем у лучших двигателей внутреннего сгорания — 35-40%.

«Это очень простое решение — коробочка с двумя проводами, ты ее просто втыкаешь в бортовую систему летательного аппарата, нажимаешь кнопку, ждешь несколько секунд, и система готова выполнять любую задачу», — говорит Алексей Иваненко.

Топливный элемент с указанными параметрами дает энергию в 1,2 кВт.

Большие расстояния, низкие температуры

BM Power делает топливные элементы для дронов, которые летают на большие расстояния: с взлетной массой от 10 кг машина может пролететь от 2,5 до 3 часов. На литиевых аккумуляторах дрон в среднем работает 30 минут. Плюс водородного топливного элемента от BM Power еще в возможности функционировать в минусовых температурах — до -40 градусов С.

Дроны «ИДС Технологии» на этих водородных элементах мониторят российские нефте- и газопроводы. Сначала ИДС летала на дронах на двигателях внутреннего сгорания, но в отрицательных температурах эти двигатели не очень хороши, плюс в воздухе возникала большая вибрация, которая не позволяла делать качественную картинку.

Дроны UVL Robotics на топливных элементах BM Power доставляли образцы нефти для «Башнефти» с ее буровых. Пока это была пилотная доставка, возможно, она станет регулярной. BM Power также участвует в проекте мониторинга с дрона льдов Северного морского пути для более оптимального маршрута движения кораблей и пр.

Водородная энергия для дронов
Фото: www.uvl.io

Основная проблема водородного топливного элемента — в отсутствии инфраструктуры заправок этих энергетических систем и их относительной дороговизне. Но ситуация меняется: топливный элемент дешевеет. Этому способствуют крупнейшие производители автомобилей компании Toyota и Hyundai, которые уже выпускают серийные автомобили на водородных топливных элементах.

А пока один километр полетного времени как на водородных топливных элементах, так и на литий-ионных аккумуляторах, стоит 55 центов. Водородные топливные элементы можно использовать тысячу часов, после часть ячеек заменяется на новые на промышленных площадках клиентов.

BM Power подписала соглашение с АО «Линде Газ Рус», дочерней компанией производителя промышленных газов Linde Group, которая будет поставлять владельцам беспилотных аппаратов баллоны с водородом производства Linde. Это поможет решить важнейшую проблему водородной энергетики для беспилотников — заправочной инфраструктуры.

Накануне нового раунда

Согласно данным сервиса Контур.Фокус, юридическое название BM Power — ООО «БМБКС», эта компания существует с ноября 2016 г., у нее семь владельцев: по 21,7% — у Алексея Иваненко и Сергея Нефедкина, 15,4% — у венчурного фонда ООО «Физтех Венчурз», 5,4% — у Александра Ручьева. Отметим, что Сергей Нефедкин — профессор кафедры химии и электрохимической энергетики Национального исследовательского университета МЭИ. Ему, Иваненко и партнерам принадлежала идея заставить работать водородную энергетику на бизнес. У компании — 15 патентов и ноу-хау, а также производство в Черноголовке.

Водородная энергия для дронов

В мире и России уже есть производители водородных топливных элементов. Среди наиболее известных: американская Plug Power, канадские Ballard и Protonex, британская Intelligent Energy, сингапурская Horizon, в России — AT Energy и «ИнЭнерджи». Несмотря на такую конкуренцию, в BM Power надеются на успех. Выручка в 2018 г. составила 19,5 млн руб., в этом году она должна утроиться. В ближайшее время БМБКС планирует завершить инвестиционный раунд в $3 млн, чтобы увеличить мощность производства до 1200 кВт в год за три года. Сколько сейчас производится, компания не уточняет.

«Мы видим большой интерес покупателей, в особенности со стороны иностранных», — отмечает Алексей Иваненко.

Компания присутствует в Испании, Великобритании, Южной Корее, Израиле, странах Южной Африки.

Ранее в БМБКС инвестировал основатель крупнейшей девелоперской компании «Мортон», миллионер Александр Ручьев. Ручьев также построил бизнес-инкубатор «Физтех.Старт», резидентом которого является БМБКС.

Автор: Наталья Кузнецова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья