Парки виртуальной реальности Arena Space родились из мечты сделать в России свой Диснейленд, где возможно было бы полное погружение в сказочный мир. Погружать решили высокотехнологично. На старте, в 2015 году, в успех проекта мало кто верил, а технологии виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) вызывали большой скепсис. Сегодня это многомиллиардный рынок, на котором российская компания играет практически на равных с мировыми лидерами.
В ногу с миром
Основатель компании «Арена» Василий Рыжонков до запуска собственного проекта работал в Фонде «Сколково», руководил центром мобильных технологий. Уже тогда в сферу его интересов попали AR и VR. Вскоре стало понятно: за «новыми реальностями» будущее. Василий вспоминает, что 2015 год был потрачен на исследование рынка: команда аналитиков изучала глобальные тренды и востребованность стартапов в отрасли через 2-3-5 лет. И пришла к выводу: пора.
Когда «Арена» выходила на рынок, на глобальном уровне было всего два начинающих игрока. А в той же «степени зрелости» — лишь швейцарская компания Artanim (сегодня она носит имя Dreamscape Immersive), в которую инвестировал Стивен Спилберг. Кроме того, существовало несколько стартапов с огромными маркетинговыми бюджетами, такие как The Void. В России на тот момент, по словам Василия Рыжонкова, были только небольшие проекты, которые занимались разработкой игрового и рекламного контента и немного мобильным VR. Пока в стране продолжали делать картонные шлемы, в которые укладывались смартфоны для трансляции «виртуальных» роликов, в мире придумывали серьёзные технические решения. Именно поэтому основатель компании отправился в турне по странам, где находились ключевые игроки нового рынка, и изучил существующие решения. По окончании поездки пришло понимание: на родине можно делать продукты и решения ничуть не хуже, но быстрее и качественнее. Что и было доказано на деле: зарегистрированной в 2016 году «Арене» удалось добиться тех же результатов с точки зрения технологических решений, что и двум ключевым на тот момент зарубежным стартапам, но за сроки в разы меньше. За четыре месяца была разработана бета-версия платформы, которая и была анонсирована на московской технологической выставке Startup Village.
Именно там Василий Рыжонков с небольшой командой, пережившей этап становления, встретил своего первого бизнес-ангела — Алексея Мехоношина, в прошлом вице-президента Сбербанка. Алексей поверил в идею и коллектив и вложил в «Арену» первый миллион рублей. Как отмечает Рыжонков, договоренности об инвестициях были подписаны буквально на салфетке сразу после выставки. В целом Мехоношин инвестировал в проект порядка $450 000. Сам Василий Рыжонков на старте вложил более 3 млн рублей из личных средств.
На полученные средства уже 16 сентября 2016 года был запущен первый мини-парк виртуальной реальности в Москве — на ВДНХ. Василий Рыжонков подчеркивает, что лично стоял на кассе, чтобы понять нужды клиента. Парк был небольшой — всего 40 кв. метров, но стал большим событием для молодого проекта, так как была придумана концепция модульного парка. С момента открытия первой точки началась новая эра — была создана группа компаний, появился бренд Arena Space. В течение 2017 года продолжался период поиска бизнес-моделей. Компания много экспериментировала: строились в ТРЦ, кинотеатрах, пробовали локации в разных городах, создавали собственные аттракционы и контент.
Нынешний год в истории Arena Space ознаменовался открытием самого большого в Восточной Европе VR-парка. В первых числах ноября на базе Центрального детского магазина на Лубянке был открыт парк площадью 620 кв. метров, который объединил на своей площадке аттракционы и игры с зоной дополненной реальности и самую большую зону полного погружения, рассчитанную на 12 человек. В канун Нового года здесь пройдет финал всероссийского VR-турнира с главным призом $10 000.
Реализации бизнес-планов и продвижению помогают инвестиции на сумму $7,7 млн от процессинговой компании «Рукард», сделку с которой структурировал IP Fund.
Реальный рост виртуальной реальности
Компания планирует создание полноценной сети парков.
«Мы хотим стать крупным игроком на этом рынке, поэтому нацелены на открытие 250 парков на протяжении 5 лет. Для этого планируем выход на зарубежные рынки и расширение франшизной сети», — говорит основатель компании.
Первый франч-пакет компания подготовила в 2017 году, тогда же была запущена первая франшиза в Сочи. Сегодня их уже четыре.
«Мы не запускали франчайзинг, пока не поняли, что модель эффективна именно на маленькой точке. Позже мы детализировали модель и подход: создали стандарты для франчайзи, создали ПО, с помощью которого можно управлять инфраструктурой парка и контролировать администраторов, вести отчетность. Мы также включили в пакет рекомендации по выбору локации и важные требования для высокой финансовой отдачи. В результате мы даем франчайзи “бизнес под ключ”», — отмечает Василий Рыжонков.
Опыт крупномасштабного парка в Arena Space намерены транслировать в Европу и США. В планах компании на ближайший год — открытие собственных и франшизных точек на этих рынках, а в дальнейшем — выход в Азию.
«Я выстраивал компанию в первую очередь с международными амбициями, — подчеркивает Василий Рыжонков. — Важно развиваться там, где есть растущий рынок и спрос и где продукт или услуга будут востребованы. Мы выбрали определенные рынки, на которые идем сознательно, внимательно исследовав их. Это Европа, Штаты и Азия. Начинаем с Европы: Англия, Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия. Мы ведем переговоры с ведущими ТРЦ в Лондоне и с Испанией».
Для покорения европейского рынка сейчас создается юрлицо в Амстердаме. Консультантом Arena Space выступает Knight Frank. В российской компании уверяют: уже в начале 2019 года будут анонсированы партнерские соглашения с европейскими застройщиками. В ноябре Arena Space приняла участие в одной из крупнейших девелоперских выставок MAPIC 2018, где основатель компании рассказал участникам рынка о перспективах VR-парков как передового формата развлечений.
Большой интерес к VR-паркам объясним. На первом месте среди 9 самых перспективных областей, где виртуальная и дополненная реальность будут развиваться быстрее всего, — сферы, связанные с играми и развлечениями вне дома. По подсчетам Greenlight Insights, рынок VR-парков принесет прибыль в размере $1,2 млрд в 2018 году и вырастет до $8 млрд к 2022 г.
Не просто «игрушки»
Армия поклонников виртуальных игр, по оценке аналитиков, вырастет к 2020 году до 70 млн человек, а в 2025 более 200 млн геймеров будут предпочитать VR/AR-технологии.
«Важно отметить: последние исследования говорят о том, что формат VR-парков сегодня интересен различной аудитории — не только гикам-игроманам. Сегодня целевая аудитория таких парков — это компании друзей, семьи, а также бизнес, — отмечает основатель Arena Space. — В наш парк в Центральном детском магазине на Лубянке утром приходят мамы с детьми, днём — подростки, вечером — взрослые компании друзей, а в выходные — семьи. VR-парк — это такое уникальное пространство, где можно отдохнуть и весело провести время как одному, так и с семьей, друзьями или коллегами».
Василий Рыжонков отмечает, что VR-игры на базе парков также открывают новые возможности для тимбилдинга и являются альтернативой ресторанным корпоративам.
«Мы планируем развивать это направление и намерены в следующем году открыть большой VR-парк в Москве, который будет ориентирован именно на бизнес-аудиторию, под проведение ивентов и бизнес-мероприятий».
«Будущее VR не только за развлечениями, но и за внедрением в бизнес-процессы, — согласен генеральный директор, продакшн‑директор компании-разработчика VR/AR Modum Lab Алексей Зинченко. — Многие крупнейшие компании уже успешно используют VR для обучения своих сотрудников и презентаций проектов. Внедряется VR и в российское образование».
По словам Алексея Зинченко, в Москве у «раскрученных» компаний уже нет отбоя от клиентов, а петербуржцы только начинают вкушать виртуальную реальность — как в игровом формате, так и для работы. При этом он отмечает, что в рынок VR-развлечений не войти без крупных инвестиций даже очень талантливым разработчикам.
«Рынок VR-технологий сейчас находится на такой стадии развития, когда недостаточно владеть просто демоверсиями проектов или даже реальными кейсами, — говорит Алексей Зинченко. — Чтобы войти в бизнес, развиваться и конкурировать, сегодня нужно иметь нечто большее. Получается диссонанс: новым специалистам и компаниям не удастся конкурировать с крупными игроками без уже наработанных кейсов, а разработка этих кейсов — дорого и долго».
Автор: Анна Орешкина