ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Всем миром: почему рынок краудфандинга продолжает расти в кризис и чем полезен для бизнеса

Маргарита Былинина

Маргарита Былинина

Маркетолог, предприниматель, основатель «Академии диджитал маркетинга», общественный деятель

За 2023 год объем рынка краудфандинга в России увеличился на 108,64%, что выше, чем самые смелые прогнозы экспертов. В 2024-м сегмент может сохранить такие же впечатляющие темпы роста. Чем это обусловлено и какие плюсы может получить от «помощи в складчину» бизнес? 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Все выше и выше

Минувший год, согласно данным инвестиционной платформы «Мани Френдс», стал для российского рынка краудфандинга успешным — преодолена планка в 24 млрд рублей. Также почти на 20% увеличилось количество выданных в рамках краудлендинга займов. Оценка производилась на основе информации, полученной от крупнейших игроков, занимающих 95% сегмента.

В условиях бурного становления и развития digital-экономики подобная динамика роста финтехотрасли вполне логична, и в 2024 году участники рынка сохраняют позитивный настрой. Пусть высокая ставка сдерживает сегмент, по их прогнозам, он вновь побьет рекорды и удвоится — до 50 млрд рублей. Одним из катализаторов роста может стать снижение ставок, разговоры о котором уже ведутся. К тому же несмотря на то, что из-за довольно жесткой денежно-кредитной политики ставки в нише приближены к банковским, у краудфандинга и краудлендинга все равно есть ряд преимуществ перед более традиционными методами получения финансирования.

Удобно и прозрачно: драйверы рынка краудфандинга

Первое, что привлекает заемщиков в краудлендинге, — более гибкие и комфортные условия. Несмотря на рост ключевой ставки, увеличившейся уже в два раза, в сегменте она сохраняется на прежнем уровне. Также банки в сложной экономической ситуации менее охотно выдают кредиты, стали максимально строго оценивать заемщиков. Поэтому краудлендинг для бизнеса в текущий момент является в прямом смысле слова «дорогой жизни».

Еще одним драйвером выступает растущее предложение. Только в 2023 году количество инвестплатформ возросло до 64. В январе 2024 года их уже 78. Также краудфинансирование поддерживают Минэкономразвития и Банк России.

Имеет значение и прозрачность процессов. На краудлендинговых площадках вероятность стать жертвой мошенников исключена — каждый проект перед размещением заявки проходит тщательную и многоступенчатую экспертизу. А потенциальным инвесторам доступна информация о возможных рисках и прогнозируемой доходности.

Подстегивает развитие рынка краудфандинга также интерес крупного бизнеса. Бренды-гиганты все чаще инициируют совместные проекты с краудфандинговыми платформами, в рамках которых поддерживает различные инициативы — как деловые, так и социально значимые.

Что краудфандинг дает бизнесу 

Чаще всего к краудфандингу и краудлендингу прибегают малый и средний бизнес — для быстрого пополнения оборотных средств. Полезен он и для стартапов — помогает сформировать начальный капитал для реализации перспективного проекта, команда которого ограничена в средствах.

Также привлечение коллективной спонсорской помощи позволяет с минимальными рисками выполнить проверку жизнеспособности продукта. Пусть на бумаге он выглядит перспективным, при выходе на рынок все может пойти не по плану, и в этом случае бизнес понесет существенные убытки. В условиях кризиса это критично. Обращение к краудфандинговым платформам позволит, во-первых, более глубоко оценить возможный коммерческий успех проекта, так как все заявки проходят проверку. Во-вторых, выполнить тестовый запуск за счет привлеченных средств. Если он пройдет хорошо, далее бизнес может объявить о новом сборе средств — для расширения предложения. Так, к примеру, поступила компания, создавшая «Биван» — надувной диван-трансформер. Во время первой кампании они собрали на реализацию идеи почти 4 млн рублей, годом позже — около 3 млн.

Краудфандинг может быть использован и в качестве PR-инструмента: чем шире кампания, тем выше узнаваемости бренда. С ним знакомится более широкий круг потребителей, а также потенциальных партнеров — а это уже возможность перевести бизнес на абсолютно новый уровень. Поэтому сегмент востребован и продолжит рост.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья