Безусловно, если брать бизнес-модели и бизнес-планы, все проекты в тепличном овощеводстве и цветоводстве заточены под то, чтобы быть окупаемыми. Речь идет только о сроках окупаемости. На это влияет множество причин, но основных две. Первая — стоимость инвестиций, которые необходимы для создания тепличного комплекса, вторая — конъюнктура рынка, то есть спрос на продукцию и общий уровень цен на рынке.
Еще в 2012–2017 годах рентабельность теплиц была достаточно высокой, на уровне 30–50%. Первые кредиты на строительство выделялись на восемь лет — за это время можно было окупиться. При этом доля отечественной продукции на рынке оставалась довольно низкой.
С августа 2014 года начинается подъем отечественных производителей, так как импорт стал сокращаться из-за санкций. Благодаря работе ассоциации «Теплицы России» с Минсельхозом удалось добиться финансирования тепличных хозяйств. В результате было построено 1500 гектаров теплиц и удалось достичь практически полного импортозамещения по огурцам и салатам, а по томатам импорт сократился до 20–30%. Сейчас для теплиц существует только льготное кредитование на строительство, которое действует до 2024 года. Также удалось включить в программу цветочные комбинаты и грибоводческие комплексы, чего мы долго добивались. И это приносит свои плоды, например: с 2014 года производство грибов увеличилось в 60 раз — до 120 тысяч тонн.
Рост возможностей привлек в отрасль большое количество непрофильных инвесторов и продолжает привлекать до сих пор, так как рынок все еще находится в стадии активного развития. Сегодня на их долю приходится до 90% объемов вводимых площадей. Такие инвесторы часто вкладываются в необоснованно дорогое строительство: закупают за рубежом конструкции, стекло, несмотря на то что на рынке российских производителей есть ничем не уступающие аналоги. Цены на импортное и отечественное порой различаются в 3 раза.
Следствие этого — увеличение сроков окупаемости для таких инвесторов. Сегодня кредиты на строительство теплиц берутся уже на 12 лет, а иногда и на 15 лет. Таким образом рентабельность предприятия составляет не больше 10%, а при сроке кредита на 15 лет — не больше 6%.
Речь идет именно о новых хозяйствах, которым нужно окупить капитальные вложения. Если мы говорим о предприятиях с длинной традицией, с собственной школой воспитания высококвалифицированных кадров, то в таких хозяйствах рентабельность намного выше — она держится на уровне 40%.
Таким образом, рентабельность и окупаемость комбинатов в тепличном секторе имеет большой разброс. А если говорить о прогнозах на будущее, ситуация на рынке будет и дальше стабильно складываться в пользу отечественного производителя, потому что — в отличие от зарубежных коллег — наша страна хорошо обеспечена энергоносителями, и поэтому сильных скачков в стоимости тепличного производства, скорее всего, не будет.