ENG
Инвестклимат, Мнение

Вызовы пандемии: отсрочится ли закрытие аптек?

Татьяна Ходанович

Новый вирус поверг планету в шок. Привычный миропорядок рухнул, новый пока не появился. Аналитики предлагают множество версий развития событий в различных сферах нашей жизни. Вопрос о том, что ждет отечественный фармацевтический рынок, представляется весьма непраздным. Появятся ли новые препараты? Что произойдет со стоимостью лекарств? Как себя будет чувствовать аптечный бизнес в изменившихся условиях? Постараемся взглянуть на эти проблемы с «холодной головой».

Кто встанет на «военные» рельсы? 

Итак, что показал фармацевтический рынок, столкнувшись с новым вирусом? Оказалось, что производственные фармацевтические мощности не готовы перестроиться на «военные» рельсы, связанные с коронавирусом. Наши фармкомпании как производили те молекулы, которые имеют, так и дальше будут их производить. Все отлажено, рисков никаких. Смысла увеличивать производство тоже нет. При этом все понимают, что при новой эпидемии имеющиеся средства точно не помогут: они просто бессмысленны.

Известно, что разработка инновационных препаратов происходит слишком медленно. Часто новое — это просто повторенный успех существующей молекулы. А так называемый researching development в наших фармкомпаниях мало кому доступен. И средств на разработки, судя по всему, сейчас нет.

Во всяком случае не было обнародовано никаких громких заявлений ни от «Нанолек», ни от «Фармсинтез», ни от других отечественных игроков фармрынка. Скорее всего, они пока не очень понимают, куда двигаться в текущей ситуации. Ведь инвестиции, которые нужны для запуска противовирусного препарата для победы над новой пандемией, — баснословные.

Запад нам поможет?

Гиганты западных фармкомпаний функционируют в нашей стране только в рамках своего продуктового портфеля. Все отлажено и успешно работает. А новые противовирусные препараты — не их ниша. Ввоз, лицензирование даже разработанного противокоронавирусного препарата займет два-три года. Это игра вдолгую. Кто на нее решится? Скорее всего, после окончания пандемии и возврата в нормальную жизнь ничего не изменится, кроме цен практически на все препараты. Это понятно каждому: цена вырастет в связи с увеличением стоимости валюты (западные препараты вырастут значительнее).

Глобальные фармкомпании у себя на локальном рынке, может, и будут развивать новые вакцины или противовирусные препараты. Но до нас, повторимся, они дойдут не раньше, чем через 2–3 года. А время в данном случае — важный и невосполнимый ресурс.

Отсрочка массового закрытия 

Уже сегодня с определенной долей вероятности можно спрогнозировать следующее.

  • Мы увидим на нашем фармрынке приход новых игроков из Китая. Они будут готовы «завалить» наш рынок масками, тестами, оборудованием ИВЛ, противовирусными препаратами. Вопрос: будут ли происходить госзакупки или сами больные будут вынуждены принимать решение о приобретении необходимого посредством каких-нибудь заграничных маркетплейсов типа Aliexpress.
  • Минздрав и крупные локальные игроки фармрынка будут вынуждены объединяться в поисках инноваций, технологичных разработок и новых формул. Ситуация с коронавирусом заставила многих задуматься о том, что подобные вирусы будут появляться постоянно, они будут мутировать, становиться сильнее. Рынок обязан будет меняться, инвестировать в исследования, искать новые идеи и биотех-стартапы.
  • Можно уже сейчас уверенно сказать, что вирус отсрочит массовое закрытие аптек, которое мы прогнозировали на ближайшие будущее. На сегодняшний день рост объемов продаж различных дезинфицирующих средств, масок, противовирусных препаратов в среднем составил от 250–500% за месяц. Эти объемы продаж могут помочь бизнесу отсрочить банкротство и закрытие. Благодаря пандемии у бизнеса появился временной запас.

Но когда все вернутся к обычной жизни, вопрос выживания аптечного бизнеса встанет в полном объеме.

Адаптируйся или уходи

Все, даже самые страшные, эпидемии рано или поздно заканчивались. Жизнь входила в привычное русло и требовала новых качеств и подходов. В аптечном бизнесе приблизятся сроки маркировки. Предпринимателям нужно будет понять, готов ли их бизнес к применению новых технологий. Также возникнут вопросы о маркетинговых выплатах для аптек, которые государство хочет ограничить, что неизбежно приведет к росту цен.

Фактически мы выйдем из эпидемии в новую реальность. Сейчас обороты аптек достигают своего исторического максимума, и, вероятнее всего, спрос на лекарства станет минимальным при выросших ценах. К этому еще добавится состояние экономики, сокращение инвестиций в импортозамещение и со стороны западных компаний, дистрибуторская политика. Это может вытеснить мелких игроков, которые не смогли адаптироваться к новой цифровой реальности. По предварительным прогнозам, закроется 15–20% аптек. К сожалению, закрытие аптек пройдет в неблагополучных регионах, где и так с лекарственным обеспечением не так все хорошо.

Скорее всего, аптекам придется превратиться в сервисные компании. Секрет выживания будет основываться исключительно на перестройке бизнеса. Будет увеличиваться процент дистанционных продаж лекарств и онлайн-сервисов. Повысится значимость фармацевта. Приходит время, когда фармацевт снова становится не только продавцом, а в первую очередь консультантом.

Короткое резюме

Угрозы, которые нависают над маленькими, да и средними, игроками: маркировка, сокращение маркетинговых инвестиций от фармацевтических компаний, сокращение ассортимента, сокращение отсрочки платежа от дистрибьютора, а также государственное регулирование — все это приведет к тому, что цены в аптеках будут одинаковые. Единственное, чем можно будет заполучить покупателя, — это сервис. На первый план выйдут знания и грамотность фармацевта, который первым встречает клиента.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» (@startupnews_if) и «Коронаэкономика» (@crypto_if)
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья