Российская независимая система оценки образовательных результатов, которая служит пропуском в высшее учебное заведение, — одна из самых лучших и креативных в мире.
Такое мнение на площадке ПМЭФ-2021 в интервью основателю телеграм-канала «НОП» Евгению Сжёнову высказал ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов.
«Единый экзамен, независимая система оценки образовательных результатов, которая служит пропуском в высшее учебное заведение, есть в той или иной форме во всех странах. Я вас уверяю, что та, которая сложилась в России, — одна из лучших. Одна из самых креативных», — считает ректор Вышки.
Кузьминов отметил, что современное ЕГЭ является отображением традиции российской национальной системы образования, а не «калькой с западного или восточного образца», в чем его часто обвиняют. При этом ректор подчеркнул, что единый экзамен постоянно дополняется и уже давно не представляет собой просто тесты.
«Давайте прямо скажем, что ЕГЭ кое-чем дополняется. Как только был введён единый госэкзамен, мы с Виктором Садовничим (ректор МГУ) написали письмо Владимиру Путину о том, что ЕГЭ недостаточно, что должна быть система, которая фиксирует достижения тех школьников, которые поднимаются над школьной программой. ЕГЭ ведь это экзамен, в экзамене есть потолок. Ты полностью освоил программу, ты не можешь в ЕГЭ задавать вопросы, которые в школе не преподавались. Мы предложили систему олимпиад», — рассказал Кузьминов.
По его словам, сейчас больше 10 тысяч лучших выпускников школ поступают в вузы через систему олимпиад, а в Вышке такие абитуриенты составляют половину бюджетного приёма. При этом он отметил, что некорректно сравнивать современную и советскую систему образования.
«Авторитет школы (советской) базировался на том, что школа была информационной монополией. Она теперь не является информационной монополией. Одно из двух: либо люди, которые это говорят (отстаивают превосходство советской школы), хотят отключить нас от интернета, хотят ограничить круг нашего общения, наши информационные источники. Но тогда я их понимаю. Или же они являются такими романтиками, которые выхватили то, что в нынешних условиях существовать не может», — заключил ректор.
Также во время интервью Кузьминов заявил, что в России одна из лучших систем олимпиад, но при этом не существует системы поддержки талантливой молодёжи, в частности молодых учёных, из-за чего страна фактически «проигрывает своё будущее».
«Мы провели обследование группы ведущих университетов России и посмотрели, куда идут те звёздочки, у которых есть уже в бакалавриате или специалитете статьи — такие дети есть. Я не хочу озвучивать цифру, я на парламентских слушаниях Валентине Ивановне Матвиенко её озвучил, но больше половины таких детей в большинстве вузов, не во всех, но в большинстве — уезжает в западные магистратуры. Мы их не можем оставить. Почему? Потому что американцы, англичане охотятся за мозгами, давно охотятся по всему миру, потому что их приглашают на высокие стипендии. А мы им в науке не предлагаем даже нормальной стипендии», — сообщил он.
Чтобы мотивировать молодых учёных оставаться в России, необходимо повысить стипендии и зарплаты аспирантов, считает Кузьминов.
«У нас уже меньше 10% людей защищается в аспирантуре. Сколько сейчас аспирант получает — тысяч 6? Ни в чем себе не отказывай. Давайте перестанем умалчивать о важных вещах. Надо делать очень простую вещь — давайте делать систему набора на объединенный трек магистратура + аспирантура, платить им нормальные деньги, брать туда тех, кто уже себя зарекомендовал. В Вышке есть проект, на который мы отбираем на конкурсной основе. Мы отбираем людей на такой трек — исследовательская аспирантура, мы платим 50 тысяч на уровне магистратуры, 70 тысяч — в аспирантуре. Половина из тех, кого мы отобрали, собирались уехать из России. Это то, что мы можем сделать. Давайте сделаем это за деньги общества, потому что деньги вуза должны идти на исследования, а не на выполнение функций, которые должно выполнять правительство», — констатировал ректор НИУ ВШЭ.
По его словам, нужно не только поддерживать российских молодых учёных, но и привлекать талантливую молодёжь из других стран.