ENG
Инвестклимат, Мнение

Законы-2020, которые изменили жизнь в России

Ольга Широкова

Ольга Широкова

Ведущий юрист Европейской юридической службы

В 2020 году произошли изменения в законодательстве. Давайте рассмотрим те, которые наибольшим образом повлияли на жизнь обычных граждан.

Европротокол, если вы на связи
«МИР» всем агрегаторам
Больничный в электронной форме с согласия работодателя
Статус безработного в онлайн-формате и трудовая книжка на портале
Все инвестиции на одной площадке


Европротокол, если вы на связи

Так как с каждым днем растет количество автовладельцев, конечно, самыми «популярными» становятся изменения, связанные с автотематикой. С 1 сентября начала действовать норма о том, что водители могут через Единый портал госуслуг составить электронный европротокол. Однако возможность доступна только в случаях, предусмотренных ЦБ РФ в правилах ОСАГО.

До 1 сентября подобная услуга была невозможна в силу отсутствия правовых норм. Ранее водители, попавшие в ДТП, имели возможность (она сохраняется и сейчас) заполнить бланк европротокола только на бумажном носителе. Сейчас в случае ДТП участники имеют возможность составить электронный европротокол. Извещение о дорожно-транспортном происшествии в виде электронного документа составляется с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, установленной Банком России.

В качестве преимущества данной системы можно отметить более упрощенный вариант составления извещения о ДТП — при помощи мобильного приложения и сайта Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).  Минусами данного варианта сообщения о ДТП в электронном виде могут быть неосведомленность и отсутствие практических навыков у участников ДТП, а также технические проблемы, например отсутствие интернета в месте ДТП, отсутствие мобильной связи у одного из участников (сам электронный носитель не поддерживает данную функцию) либо отсутствие регистрации на портале госуслуг.

«МИР» всем агрегаторам

С 1 ноября вступили в силу изменения в закон «О защите прав потребителей». В частности, изменения затрагивают требования к владельцам агрегаторов, у которых выручка превышает 40 миллионов рублей за предшествующий год, о предоставлении в обязательном порядке возможности оплаты товаров или услуг с помощью платежной системы «МИР» (Федеральный закон от 31.07.2020 № 290-ФЗ).

Агрегатор — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые на своих торговых площадках размещают товары, предоставляя информацию потребителю о товаре (услуге), продавце, порядке и форме оплаты, но сами не являются продавцами, например Wildberries, Delivery club. Агрегатором фактически выступает владелец площадки, сам, по сути, не являясь стороной по сделке, которая совершается между покупателем и продавцом.

Изменения связаны с возрастанием популярности дистанционного приобретения товаров и услуг. Торговые онлайн-площадки (агрегаторы) становятся очень удобными, ведь потребитель вправе выбрать бренд, магазин на свое усмотрение. Соответственно, именно агрегатор становится лицом, предоставляющим информацию о продавце и порядке и форме оплаты. В соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе» в качестве меры защиты российского рынка банковских услуг в сложившихся внешнеполитических и экономических условиях с 2014 года началось становление российской платежной системы для обработки транзакций платежных карт — «Национальной системы платежных карт» (далее — НСПК). Именно платежная карта «МИР» является национальным платежным инструментом. Поэтому обязательное включение способа оплаты за товары и услуги картой «МИР», скорее всего, направлено на развитие национальной системы, что является задачей процесса внедрения национальной платежной системы «МИР».

Данные изменения помогут защитить рынок от контрафактной продукции, так как многие недобросовестные участники бизнеса используют только наличные расчеты. После изменений такие предприниматели могут просто уйти с рынка, не желая менять свою модель бизнеса. Таким образом, изменения еще больше защитят потребителя от нечестных продавцов, некачественных товаров, а также обеспечат большую прозрачность дистанционной торговли.

Больничный в электронной форме с согласия работодателя

С 14 декабря 2020 года начинает действовать новый порядок выдачи листков нетрудоспособности, утверждённый приказом Минздрава России от 01.09.2020 № 925н «Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа». Больничный лист, как и ранее, будет выдаваться на бумажном носителе и, с письменного согласия пациента, может открываться в электронном виде.

Электронный больничный медицинскими организациями формируется уже с 2017 года. Но ранее действующий порядок выдачи листков нетрудоспособности № 624 не устанавливал правила его формирования. В новом уже конкретно указано, в каких случаях выдается электронный больничный и приводятся исключения, когда для определенных категорий граждан больничный лист может быть выдан только в бумажном формате.

Так же как и в действующем порядке, для оформления больничного необходим паспорт, но вот если гражданин изъявил желание получить больничный лист в электронном формате, ему необходимо будет представить дополнительно к документу, удостоверяющему личность, еще СНИЛС.

Новый порядок установил правила выдачи и оформления электронного больничного, в действующем порядке не было данной информации. Это плюс и для медицинских организаций, и для граждан, которым удобен электронный больничный. Из минусов можно говорить только о том, что есть порядок по электронным больничным, но вот для страхователя применение электронной формы листка нетрудоспособности — дело добровольное: он по-прежнему может принимать от работников только больничные в бумажном формате. Потому гражданину, прежде чем давать согласие на формирование электронного больничного, необходимо будет уточнять информацию по электронным больничным у своего работодателя.

Статус безработного в онлайн-формате и трудовая книжка на портале

Конечно, за 2020 год произошло много изменений на рынке труда. Безусловно, на данный факт повлияли события, связанные с распространением коронавирусной инфекции. Например, постановлением правительства РФ от 08.04.2020 № 460 были утверждены «Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», в соответствии с которыми в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее — центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. Правила действуют до конца 2020 года. Конечно, они облегчают процедуру постановки на учет в качестве безработного, особенно когда человек проживает не по месту регистрации.

Глобальные изменения связаны с введением электронной трудовой книжки. Уже с начала 2020 года работодатели переводят работников на электронные трудовые книжки. По факту это сведения о трудовой деятельности, которые работодатель теперь будет передать в ПФР путем подачи соответствующего отчета. До конца 2020 года работодатель уведомляет работника о его праве перехода на электронную трудовую книжку. При этом работник может выбрать, хочет ли он оставить ведение бумажной трудовой или перейти на электронную. В случае выбора ведения электронной трудовой книжки работодатель обязан выдать оригинал трудовой книжки работнику и сделать в неё соответствующую запись. С этого момента работодатель не будет нести ответственность за ведение трудовой книжки. Безусловно, для работодателя это плюс, так как ведение трудовых книжек требует соблюдения соответствующих норм и правил, в также наличия оборудования (сейфы). В принципе, введение электронной трудовой книжки является логичным процессом на пути совершенствования делопроизводства, способов взаимодействия между работодателями и ПФР. Поэтому переход на электронный формат сведений о трудовой деятельности — безусловно, плюс для всех. В числе основных преимуществ: быстрота получения данных; их защищенность; минимизация ошибок; возможность дистанционного оформления пенсии и трудоустройства. Помимо плюсов, имеются определенные минусы.

  1. Отсутствие сведений до 2020 года. В связи с этим тем, кто выбрал электронную трудовую книжку, все-таки рекомендуется сохранять бумажную трудовую книжку.
  2. Несмотря на гарантию безопасности сохранности данных, есть вероятность их утери. Так может произойти, если вдруг сотрудник, заполняющий данные, сделает ошибку, например в фамилии работника. Восстановить их будет сложнее, чем обычную трудовую книжку.
  3. Остается открытым вопрос приоритетности данных в случае противоречия данных бумажной трудовой книжки и электронных сведений.

Впрочем, как в любом новом процессе, всегда есть преимущества и недостатки. Только время покажет, насколько удобен будет такой формат. В любом случае, переход на электронный формат трудовой книжки имеет целью удобное, быстрое оформление, получение и хранение информации.

Все инвестиции на одной площадке

С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В настоящее время закон регулирует правоотношения субъектов по инвестированию денежных средств в различные проекты, а также операторов инвестиционных платформ с участниками инвестиционной деятельности.

Под инвестиционной площадкой понимается так называемая краудфандинговая площадка. По сути, это интернет-сервисная платформа, которая позволяет авторам проектов находить средства на реализацию своих идей посредством коллективного финансирования: коллективное сотрудничество людей, которые добровольно вкладывают свои деньги или другие ресурсы совместно, как правило, через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.

В наше время краудфандинг только набирает популярность. Конечно, принятие вышеуказанного нормативного акта положительно отразится на развитии краудфандинга. В законе устанавливаются требования к оператору платформы и к лицу, которое привлекает инвестиции, требования к правилам инвестиционной платформы, способы и порядок инвестирования с использованием инвестиционной платформы и др.

На сегодняшний момент краудфандинг становится популярным среди стартаперов. Такая модель дает автору идеи прямой доступ к широкой аудитории. Для бизнеса и инновационных стартапов это прекрасная возможность проверить новый товар или услугу без предварительных затрат. Для самих же стартаперов — хороший способ узнать потенциальный спрос на проект.

Но есть и свои минусы. У инвесторов все же остается риск в рамках неисполнения обязательств со стороны авторов идей. Они получают лишь ограниченную информацию о проекте, который размещен на платформе. Еще одним минусом является отсутствие непосредственного личного контакта между авторами и инвесторами.

В любом случае, краудфандинг заслуживает своего внимания. Это прекрасная возможность для начинающих бизнесменов «запустить» свой проект. Несмотря на то, что в России краудфандинг только начинает развиваться и набирать популярность, уже существуют крупные краудфандинговые платформы, благодаря которым многие проекты получили финансирование и свою реализацию.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья