ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Прогнозы, Технологии

Заменит ли биржа фриланса CRM-систему

Игорь Воробьев

Игорь Воробьев

Основатель платформы для работы с удаленными специалистами Aitox.online

Биржи фриланса набирают популярность с каждым годом. Специалисты покидают рабочие места в погоне за свободой передвижения и высоким заработком, а заказчики отдают работу на аутсорс, чтобы сокращать издержки на персонал. С начала апреля по май 2020 года число исполнителей в онлайн-сервисе YouDo увеличилось на 42%, резкое увеличение фрилансеров фиксирует и биржа FL.ru. Но на форумах и отзовиках появляется все больше негативных отзывов о существующих площадках.

О каких проблемах говорят заказчики и исполнители? Какой должна быть биржа, чтобы успешно работать в 2021 году? И сможет ли такая площадка заменить привычную CRM-систему и стать платформой для полноценной работы с командой?

Как работают биржи фриланса

Биржи фриланса — это площадки в интернете, которые сводят заказчиков и исполнителей для выполнения заказов. Попасть на биржу просто: заводите аккаунт, как в социальной сети, и добавляете информацию о себе. К заказчикам требований меньше, чем к исполнителям: достаточно указать имя, фамилию, электронный адрес и уже можно публиковать первое задание. Фрилансеры же заполняют подробную анкету: образование, навыки, опыт работы и портфолио. На биржах работодатели выбирают исполнителей, а не наоборот, поэтому фрилансеры заинтересованы в том, чтобы анкета вызывала доверие и уверенность в их компетенции.

Популярные биржи фриланса работают по системе откликов. Заказчик создает задание, указывает подробности, тип работы, сроки и размер оплаты. Фрилансер видит вакансию и предлагает свою кандидатуру. Работодателю остается только выбрать подходящего исполнителя среди кандидатов. В этом ему помогают анкеты и рейтинг специалистов, который формируется из количества и качества готовых заказов. Исполнитель начинает работу после утверждения его кандидатуры заказчиком. На большинстве бирж нет предоплаты, поэтому фрилансер получает деньги только тогда, когда заказчик примет работу. Внутренний арбитраж решает возникающие конфликты.

Биржи предлагают пользователям два варианта работы на площадке. Первый — бесплатный — открывает доступ только к базовым функциям и часто ограничивает действия исполнителей и заказчиков. Например, позволяет фрилансеру бесплатно откликаться только на 5 вакансий в день или закрывает для заказчика доступ к базе топовых специалистов биржи. Платная подписка на услуги сервиса снимает ограничения и предлагает пользователям особые условия. Пользователи покупают доступ к функциям, а затем продлевают его. Из подписок и платных откликов пользователей складывается доход биржи.

Большинство исполнителей на биржах фриланса — из маркетинга и IT-сферы. Это копирайтеры, дизайнеры, SMM- и SEO-специалисты, тестировщики, разработчики сайтов, игр и мобильных приложений. Среди работодателей — как малый и средний бизнес, так и крупные компании: Wikimedia, Mozilla, IBM, VC.ru.

Среди бирж фриланса большой популярностью пользуются следующие:

  • Weblancer — первая биржа на Украине и в России, на рынке уже 18 лет. На площадке действует форум для фрилансеров, защита от накруток рейтинга и партнерская программа.
  • Freelancehunt. Сервис создан 12 лет назад на Украине. Здесь есть безопасная сделка за 9% от стоимости заказа и арбитраж для спорных ситуаций. Помимо заданий, заказчики создают конкурсные проекты в нейминге и дизайне. Исполнители предлагают готовые варианты работодателю, а он гарантирует награду победителю. На бирже есть верификация для пользователей и платный доступ к дополнительным функциям: приоритету поддержки, push-уведомлениям, прибавке рейтинга и другим.
  • Kwork. Площадка предлагает привычную биржу и магазин фриланс-услуг. Там специалист указывает содержание и стоимость работ, а работодатель выбирает подходящий вариант для своего проекта.
  • Workzilla. Здесь заказчики публикуют не только разовые задания, но и вакансии для долгосрочного сотрудничества. Исполнители платят вступительный взнос и проходят тестирование перед началом работы. Площадка подбирает подходящих специалистов с помощью алгоритмов нейронной сети.
  • FL.ru. На этой бирже фрилансер презентует портфолио, чтобы повысить доверие заказчика. Работодателям предлагают размещать объявления в формате заказа, вакансии или конкурса.
  • «Яндекс.Услуги». Сервис выделяется тем, что охватывает профессии за пределами маркетинга и IT. Здесь пользователи ищут заказы и исполнителей для онлайн- и офлайн-задач.
  • Freelance habr. Сервис специализируется на IT-сфере. Биржа публикует вакансии не только на сайте, но и в пабликах в социальных сетях и на площадках «Хабра».

Работодатели выбирают биржи, потому что они сокращают издержки на персонал: конкуренция среди фрилансеров формирует низкие чеки на услуги. Исполнителей привлекают заказы, удобный поиск и задачи для новичков.

Проблемы

Несмотря на популярность, количество негативных отзывов о биржах растет с каждым днем. На большинстве площадок нет функции бесплатных безопасных сделок. Заказчикам не нравится, что здесь много новичков, у которых нет опыта и портфолио. Исполнители сталкиваются с открытой конкуренцией и рейтингами, которые не дают новым пользователям брать заказы с достойной оплатой. Система откликов и демпинг снижают и без того низкий чек на услуги фрилансеров. Так биржи обесценивают их труд. Интерфейс бирж, которые появились 5–10 лет назад, уже не отвечает потребностям современного заказчика и фрилансера. Поддержка редко работает качественно, а новые технологии владельцы площадок внедряют неохотно. Для продвижения площадки используют в основном SEO и прямой трафик в то время, когда мир планомерно уходит в массмедиа.

Какой должна быть биржа, чтобы работать без проблем в 2021 году?

Сейчас предприниматели строят из фрилансеров целые команды. При этом биржи закрывают только задачу поиска специалистов. Чтобы отвечать потребностям исполнителей и заказчиков, площадкам нужно выходить на новый уровень и внедрять систему, которая позволит им стать полноценной платформой для работы с командой.

Заказчики хотят вести безопасные сделки, значит, нужно сделать эту функцию качественной и бесплатной и сопровождать каждую сделку от начала до конца.

Исполнители устали от демпинга и открытой конкуренции. Они хотят указывать достойную стоимость своих услуг. Вместо системы рейтингов площадкам нужен новый алгоритм подбора исполнителей, который учитывает интересы и исполнителей, и заказчиков. Чтобы повысить лояльность фрилансеров, биржам следует отказаться от системы платных откликов и брать плату только за состоявшиеся сделки.

Примером того, как это реализовать, может стать платформа Aitox.online. Запуск MVP показал, что полноценная платформа с новыми алгоритмами понравилась пользователям, поэтому в августе-сентябре 2021 года платформа выходит на международный рынок: в СНГ, Европу, США, Канаду и Индию. К этому событию готовятся обновления: мультивалютность, искусственный интеллект, видеосвязь и голосовые сообщения в чате, а также внутренняя CRM-система.

Меняем CRM на биржу?

CRM помогает предпринимателю организовать работу команды. Здесь фиксируют регламенты и контролируют эффективность сотрудников. Такие системы гарантируют безопасность работы и позволяют строить общение внутри команды. Существующие биржи фриланса выигрывают у CRM в том, что предлагают предпринимателю много специалистов из разных областей и формируют низкие цены на услуги. Но на таких площадках нет системности и гибкости, которые позволяют построить полноценную команду. Биржи часто небезопасны для предпринимателей и предлагают некачественные услуги.

Классические биржи фриланса не заменят привычную CRM-систему. Конкуренцию ей могут составить только те площадки, которые развиваются как полноценные платформы с функционалом для построения команды.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья