ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат, Мнение

Защита бренда в маркетплейсах

Алина Попова

Алина Попова

Ведущий юрист Федерального центра защиты товарных знаков

В настоящее время для отечественных производителей особый интерес представляет возможность быстрой продажи товара и, соответственно, своевременной получении прибыли. В связи с чем особое значение приобретают различные онлайн-магазины, так называемые маркетплейсы (marketplaces — в переводе с англ. яз. «торговые площадки»). Они позволяют оптимизировать процесс взаимодействия предпринимателей с потенциальными потребителями, увеличить скорость продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. При выходе на электронные площадки особое значение имеет бренд, под которым будет реализована продукция. Необходимость создания своего уникального бренда обуславливается узнаваемостью и отличимостью товаров (работ, услуг) в условиях постоянной конкуренции. В связи с этим крупные онлайн-площадки устанавливают особые правила маркировки продукции.

Nick Youngson / Picpedia.org

Необходимость регистрации товарного знака (бренда) при выходе на маркетплейс

При заключении договора оферты с маркетплейсом необходимо тщательно изучить вопрос о брендировании товаров. Подход владельцев торговых интернет-площадок к урегулированию данного вопроса можно разделить на две категории: сотрудничество только с правообладателями товарных знаков и сотрудничество без зарегистрированного товарного знака, но с определенной оговоркой.

Например, интернет-магазин одежды и обуви Lamoda придерживается радикальных правил взаимодействия с продавцами — заключение договора только с правообладателем уже зарегистрированного товарного знака. А вот Wildberries выбрал более лояльный подход к данному вопросу. Интернет-ресурс разрешает продавать продукцию без зарегистрированного товарного знака, однако соответствующий пункт договора прямо предусматривает ответственность продавца возместить все расходы маркетплейсу в случае предъявления икса о нарушении чужих прав на товарный знак.

Так или иначе, каждая торговая площадка стремится избежать претензий путем возложения ответственности за использование незарегистрированного обозначения непосредственно на продавца. Поэтому так важно на этапе начала продвижения товаров на маркетплейсах задуматься о регистрации своего бренда. Во-первых, официальная регистрация обозначения защитит его правообладателя от несанкционированного копирования продукции третьими лицами. Во-вторых, наличие своего товарного знака — абсолютная гарантия отсутствия нарушений чужих прав. Таким образом, регистрация товарного знака при выходе на маркетплейсы способствует защите прав предпринимателя со всех сторон.

Порядок и условия регистрации товарного знака (бренда)

Для приобретения монопольного права на свой бренд необходимо обратиться в уполномоченный орган — Роспатент, подав заявку и оплатив пошлины. Регистрация обозначения в качестве товарного знака проходит в два этапа. На стадии формальной экспертизы проверяется комплектность и корректность предоставленного заявителем пакета документов. На втором этапе обозначение проверяется на уникальность и соответствие требованиям законодательства. Данный процесс занимает от 7 до 12 месяцев.

По итогу экспертизы обозначения эксперт Роспатента может принять решение о регистрации обозначения в качестве товарного знака или вынести предварительный отказ в регистрации. Причинами отказа в регистрации могут стать совпадения со словесными и графическими элементами уже зарегистрированных товарных знаков, содержание запрещенной лексики и элементов государственных символов, прямое указание на назначение товаров или услуг, введение потребителей в заблуждение. Однако это не повод сдаваться, ведь заявителю предоставляется шестимесячный срок для предоставления мотивированного ответа.

Процедура регистрации товарного знака занимает достаточно продолжительное время и носит рисковый характер, так как зачастую предприниматель не задумывается о препятствиях, с которыми может столкнуться при регистрации.

Для предупреждения возникновения таких препятствий мы в Федеральном центре защиты товарных знаков производим предварительную бесплатную проверку товарных знаков наших клиентов. По результатам такой проверки юристы выстраивают стратегию регистрации товарного знака с учетом специфики деятельности предпринимателя, что позволяет гарантированно зарегистрировать свой бренд в самые короткие сроки (от 2 до 4 месяцев) без дополнительных расходов.

Возможности зарегистрированного бренда

Помимо описанных преимуществ, которые предоставляет зарегистрированное обозначение, у предпринимателя появляются следующие возможности:

  1. Дополнительный доход за счет сдачи знака в «аренду» (выдачи лицензии или франшизы).
  2. Выход на международную торговую зону.
  3. Запрет другим лицам на ввоз контрафактной продукции через границу путем внесения товарного знака в таможенный реестр.
  4. Привлекательный и надежный бизнес для будущих инвесторов.
  5. Участие в тендерах.

Таким образом, регистрация товарного знака способствует правовой защите бизнеса, повышению его рентабельности на рынке и обеспечивает его устойчивое развитие как на внутреннем, так и на международном рынке.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья