Быстрые темпы испытаний ядерного оружия и баллистических ракет в Северной Корее, начавшиеся в 2012 году, значительно усилили восприятие угрозы в Южной Корее. Столкнувшись с реальными вызовами безопасности, Сеул разработал стратегию для сдерживания Пхеньяна, одним из элементов которой должна стать система противоракетной обороны и ее новейший элемент — L-SAM.
Разработка
В 2006 году Министерство обороны Республики Корея (РК) объявило о создании системы ПРО, основанной на отечественных и импортных системах обнаружения, отслеживания и перехвата баллистических ракет. Первоначально система была основана на сотнях купленных за рубежом перехватчиках Patriot PAC-2 и Patriot PAC-3 малой дальности, радарах Green Pine Block-B. Также в Южной Корее расположены американские элементы системы ПРО — PAC-3 и THAAD.
В дополнение к этому РК имеет собственную ПРО/ПВО KM-SAM (с ракетой Cheolmae-2) и на ее смену разрабатывает систему противоракетной обороны M-SAM, однако ее характеристики аналогичны Patriot PAC-3.
Идея создания системы национальной ПРО большой дальности в Министерстве обороны Южной Кореи появилась в 2009 году. Однако поддержки тогда не получила. Вернулись к проекту только в 2013 году, когда была произведена оценка технологической возможности и анализ затрат. В сентябре 2013 года началась предварительная разработка проекта и проведено ТЭО.
На заседании оборонного комитета 11 июня 2014 года правительство РК одобрило план разработки ракет дальнего радиуса действия «земля-воздух» L-SAM с использованием собственных технологий. В L-SAM будет инвестировано около $920 млн, из них $420 млн — на разработку и $500 млн — на производство.
Корпорация Hanwha отвечает за разработку противоракетной части L-SAM, а LIG Nex1 — за разработку противовоздушной части. Разработка системы L-SAM должна завершиться к 2024 году созданием прототипа. Встать на вооружение L-SAM должен к 2029 году. Также возможно создание морского варианта системы, но не раньше 2036 года.
Южная Корея заявляет, что совмещение ее отечественной ракеты большой дальности L-SAM с американской системой THAAD в высокогорных районах может создать многоуровневую оборону, которая повысит национальную безопасность.
Характеристики
L-SAM относится к системе ПРО/ПВО большой дальности, которая разрабатывается для защиты от угроз со стороны летательных аппаратов и баллистических ракет противника. Она состоит из одной пусковой установки зенитных ракет и двух пусковых установок противоракетной обороны.
Изображения перехватчика L-SAM показывают, что он будет оснащаться двухимпульсным твердотопливным ракетным двигателем и будет иметь крылья управления большего размера. По оценкам разработчиков, уровень эффективности L-SAM будет вдвое выше, чем у ракет Patriot и Cheolmae-2. Предположительно L-SAM будет основан на технологии российского ракетного комплекса С-400.
Противоракеты L-SAM будут иметь дальность обнаружения 310 км, скорость перехвата цели 8,8 Маха, высота перехвата от 40 км до 60–100 км. Объявленная дальность перехвата — минимум 150 км, но теоритически может быть увеличена до 300 км. Минимальная высота перехвата ограничена, потому что инфракрасные проекторы изображений не могут использоваться на высотах ниже этого уровня из-за трения в воздухе. На противоракетах будет применяться технология регулируемого подруливающего устройства с соплом, которое регулирует тягу, изменяя свою площадь с помощью стержня внутри трубы сгорания и использования твердого топлива. Таким образом, двигатель противобаллистических ракет сможет многократно изменять свой уровень активности, благодаря чему ракета будет маневрировать дольше 5 минут.
Зенитные ракеты имеют дальность обнаружения 230 км. Перехватываемая скорость цели — 2 Маха, дальность — от 150 км до 300 км. В качестве зенитной ракеты большой дальности будут применяться двухимпульсная ракета диафрагменного типа и бортовой двигатель малой тяги.
Зенитные ракеты L-SAM будут бороться с самолетами, БПЛА, противорадиолокационными ракетами и крылатыми ракетами. Кроме того, при необходимости рассматриваются меры по перехвату баллистических ракет противника, которые не удалось перехватить средствами ПРО.
Транспортно-пусковая установка
Разработка транспортно-пусковой установки ведется более пяти лет. Еще в 2016 году было известно, что Kia Motors проводит испытания 10-колесного многоцелевого грузовика. Таким образом, пусковая установка L-SAM представляет собой грузовик с колесной формулой 10×10, с установленной на нем пусковой трубой. В отличие от ракеты-носителя, радар будет перевозиться на прицепе. Вероятно, транспортный носитель радара будет совершенно новой разработкой, не основанной на существующих транспортных средствах.
Радар
L-SAM будет использовать многофункциональный радар AESA S-диапазона. В зависимости от режима поиска его дальность составит до 310 км. Он будет выполнять обнаружение, отслеживание и идентификацию объектов, определять источники помех и передавать эти данные на интегрированную ракетную пусковую установку.
Морская версия радара будет установлена на фрегатах FFX Batch-III и эсминцах KDDX и будет наименоваться FFX-B3 MFR. В него будут добавлены такие функции, как обнаружение и отслеживание целей на малой высоте, а также обнаружение и устранение морских помех (радиолокационного шума).
Развитие
Летные испытания L-SAM должны были пройти в апреле 2018 года. Но были отложены из-за противодействия со стороны президентской администрации, вызванного как отношениями с КНДР, так и технологическими проблемами компании Hanwha.
Проведенные в ноябре 2018 года испытания не увенчались успехом, из-за чего разработка была продлена и завершилась на год позже, в ноябре 2019 года. В это время начались опытно-конструкторские работы. 23 июня 2021 года LIG Nex1 сообщила о завершении создании агрегатов и механизмов для L-SAM, что означает начало производства прототипа.
В документе, опубликованном 10 августа 2020 года, Министерство обороны РК заявляет, что будет разрабатывать национальный «железный купол» для защиты своих городов и удвоит свои возможности противоракетной обороны. В этих планах система ПРО/ПВО L-SAM станет основой безопасности Республики Корея и ее национальным технологическим успехом.