Как можно узнать из недавно опубликованного исследования PwC «Завтрашний день автомобильной отрасли», будущее этой отрасли — автономные автомобили, массовый переход компаний к производству электромобилей и распространение новых форм мобильности, таких как каршеринг и райдшеринг. PwC, кроме прочего, выяснил отношение потребителей и производителей к этим новшествам.
Электромобили
Хотя в мире сегодня уже продается около 1 млн электромобилей в год, в России в 2017 г. было продано всего 95 новых электромобилей. Российские потребители пока настроены сдержанно по отношению к новациям. Так, 24% опрошенных жителей Москвы и Санкт-Петербурга готовы купить электромобиль, если в городе имеется необходимая инфраструктура.
«Одной из возможных мер, которая могла бы простимулировать продажи электромобилей в России, является предоставление права передвижения по выделенным полосам, как это было сделано в Европе и США. Вторая мера — это, конечно же, сниженные или нулевые пошлины на ввоз электромобилей», — считает управляющий партнер Moscow Tesla Club Игорь Антаров.
Однако, согласно имеющимся прогнозам, к 2025 г. электромобиль станет доступнее благодаря удешевлению стоимости литий-ионного аккумулятора и начнет стоить $100 за кВт/ч, что в восемь раз дешевле, чем в 2011 г.
Беспилотники и встроенные технологии
Все крупные автоконцерны — Volkswagen, General Motors, Jaguar Land Rover, Toyota, Audi, BMW и др. — сегодня заняты разработкой беспилотного автотранспорта. Активно вовлечены в процесс и IT-корпорации — Google, Apple, Яндекс. Пока что современные автомобили могут автономно управляться на отдельных этапах, например, парковочным ассистентом. Машины, не требующие вмешательства водителя на определенных участках дороги, проходят финальный этап испытаний, но потребителю еще недоступны. В США тестируются автономные такси.
В Штатах и Германии с 2017 г. испытываются прототипы автономных грузовых автомобилей на дорогах общего пользования. В России проводятся испытания грузовика под рабочим названием Matreshka. КамАЗ совместно с НЦ НАМИ представил свою версию беспилотного грузовика под названием «Шатл». Он будет доставлять персонал к рабочим местам на крупных предприятиях.
Что думают потребители о беспилотниках? 56% опрошенных автомобилистов опасаются технического сбоя при поездке. 55% респондентов боятся хакерских атак при удаленном управлении автомобилем. Но 62% опрошенных отмечают, что во время движения на беспилотнике можно читать, работать и т.д.
Экспансия беспилотников начнется, по мнению PwC, с грузоперевозок, общественного транспорта, службы такси, а затем распространится на личные автомобили. Сегодня существует масса встроенных технологий для улучшения качества и безопасности автомобиля и повышения комфорта водителя. 83% водителей готовы платить за устройства отслеживания в случае кражи или утери автомобиля, 54% — за возможность удаленного включения автомобиля, 50% — за биометрический доступ к автомобилю, и только 37% — за полную интеграцию со смартфоном.
Каршеринг и райдшеринг
Урбанизация привела к резкому увеличению транспортных средств и перегруженности дорог, увеличению времени в поездках и вредным выбросам. Власти вводят ограничения на движение в наиболее загруженных местах города, внедряя платные парковки и стимулируя использование общественного транспорта. На фоне этого постепенно люди переходят от постоянного владения автомобилем к временному пользованию. Появились сервисы каршеринга (краткосрочной аренды автомобиля через мобильное приложение) и райдшеринга (совместные поездки на автомобиле, где участники поездки делят расходы между собой). Каршеринг, в отличие от аренды, позволяет оставить автомобиль в любом месте. В Москве на конец 2017 года общее количество автомобилей, действующих в системе каршеринга, превышало 3000. Правительство Москвы поддерживает каршеринговый бизнес и в 2017 г. выделило операторам каршеринга субсидии на покупку и лизинг автомобилей на сумму в 158 млн руб.
76% опрошенных PwC респондентов говорят о трудностях содержания личного автомобиля — высокие цены на топливо, проблемы с парковкой, пробки на дорогах. Тем не менее, 70% опрошенных считает, что личный автомобиль — наиболее комфортный вид транспорта. В ближайшие 5-7 лет доля пользователей услугой каршеринга вырастет в 3-5 раз.
Сервис райдшеринга в России не очень развит и не имеет законодательного регулирования. Услугами райдшеринга воспользовались только 11% опрошенных. 75% опрошенных уверены, что райдшеринг более доступен, чем такси. Однако 74% респондентов выражают опасение, что их интересы могут оказаться недостаточно защищенными с точки зрения действующего законодательства. Речь идет о безопасности пользователей сервиса.
По мнению руководителя сервиса Bla Bla Car в России и на Украине Алексея Лазоренко, в ближайшие 20-30 лет будут развиваться каршеринг и райдшеринг, так как единоличное использование собственного автомобиля станет чрезмерно дорогим удовольствием: ведь и электромобиль, и беспилотный автомобиль стоят очень дорого.
Автор: Наталья Кузнецова