ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат, Это интересно

Знакомьтесь: рынок долголетия

Мы являемся свидетелями того, как происходит активное изменение возрастного состава населения Земли, а именно — значительный рост числа жителей в возрасте 50+ и 70+: это один из главных демографических трендов ближайших десятилетий. Достижения медицины позволяют людям жить дольше, сохраняя крепкое здоровье и высокий уровень социальной активности; следовательно, можно говорить о формировании нового рынка — товаров и услуг, ориентированных на потребности людей старшего возраста. Как развивается рынок долголетия и что в этой области происходит в России? 

Рынок долголетия в цифрах 

Текущий суммарный объем рынка долголетия в мире в 2018 году оценивался в $17 триллионов. По различным прогнозам, темпы роста могут составить 21–25% в год. По данным Росстата, число пенсионеров в РФ увеличилось на 9,7% в период с 2012 года по 2018 год, а к 2030 году данная категория будет составлять 30% от общего числа населения РФ. Тенденцию подтверждают мировые данные: к 2050 году в мире будет более 2 миллиардов человек старше 60 лет — около 25% населения планеты.

Все это свидетельствует о том, что на рынке существует огромная ниша, ориентированная на удовлетворение потребностей людей возраста 50+ в товарах, услугах и сервисах. Характер потребностей обусловлен произошедшими в последние годы социальными изменениями. Образ зрелого человека в современном обществе сильно изменился по сравнению с тем, каким он был еще 10–15 лет назад. В наше время представитель группы 50+ — это активный человек, живущий полноценной жизнью. Появился даже специальный термин, который называется «экономика долголетия» (это совокупность всех видов экономической деятельности, обслуживающих потребности пожилых людей), а люди пожилого возраста получили название «новые старшие» (от англ. young old).

Если решения в сфере «дожития» и планирования ухода существуют на рынке довольно давно, то товары и услуги для ведения привычного образа жизни, но при этом адаптированные под физические и психологические особенности потребителей 50+, — сравнительно новый сегмент как в России, так и в мире.

Топ-5 тенденций рынка долголетия

  • Развитие Age Tech — технологий для обслуживания рынка долголетия. Ключевой предпосылкой подъема данного направления, кроме роста численности пожилого населения, является его быстрая цифровизация. Ожидается, что доля пользующихся цифровыми сервисами и технологиями в мире вырастет с текущих 4% до 10–15% к 2025 году. Помимо онлайн-ресурсов и мобильных приложений, среди людей пожилого возраста получают распространение и VR-технологии. Согласно данным AARP, количество пожилых людей, которые стали использовать VR, увеличилось на 13% с 2018 по 2019 гг. Применений технологии виртуальной реальности довольно много, они могут использоваться как в клиниках, так и в домашних условиях, с целью поддержания здоровья или же для сохранения социальной активности.
  • Переход к превентивной медицине. Задача современной медицины в том, чтобы предугадывать возможное развитие болезней и предотвращать их, а не только лечить. Превентивная медицина — тренд последних нескольких десятилетий, он будет развиваться и дальше. Данный подход включает в себя своевременную заботу о здоровье, регулярное наблюдение у терапевта, чекапы организма, посещение больницы не когда возникают проблемы, а когда человек чувствует себя хорошо и заботится о предотвращении развития будущих заболеваний.
  • Концепция активного долголетия. Люди хотят не просто долго жить, они хотят сохранить крепкое здоровье и активный образ жизни. Поэтому все большую популярность набирает wellness для пожилых, а именно: программы адаптированных физических нагрузок, БАДы, борьба со стрессом и возрастными перепадами настроения. Флагманом концепции активного долголетия является Япония, там уже существует и функционирует множество стартапов, направленных на поддержание активной жизни людей в зрелом возрасте.
  • Стремительный рост спроса на товары и процедуры по уходу за собой. Согласно исследованию Global Wellness Institute, рынок уходовых товаров и услуг за последние несколько лет опередил по объему рынок здорового питания и потери лишнего веса. Стоит отметить, что на смену тренду «в 50 выглядеть на 20» приходит тренд уважительного отношения к своему телу и возрасту. Wellness-компании адаптируются к изменившимся настроениям потребителей и представляют линейки продуктов для людей 50+, отвечающие потребностям организма в этом возрасте.
  • Либерализация фэшн-индустрии.

«Возраст перестаёт быть поводом для стеснения, невозможности развиваться и ухаживать за собой, получать удовольствие от жизни. Мода схватывает и передает эти настроения», — говорит Игорь Гавар, руководитель московского модельного агентства Oldushka для людей старше 50 лет.

Если раньше эквивалентом красоты считалась молодость, сейчас фокус внимания сместился в сторону индивидуальности и стиля. Все больше дизайнеров создают коллекции для людей 50+, а представляют эти коллекции модели той же возрастной категории.

Ключевые сегменты рынка долголетия

Можно выделить несколько направлений, в которых сейчас развивается рынок.

  • Системы мониторинга и поддержания здоровья

Один из крупнейших и наиболее активно развивающийся сегмент Age Tech в России и мире. Мониторинг здоровья включает в себя как носимые индивидуальные устройства для отслеживания жизненно-важных показателей, контроля приема лекарственных средств, так и системы умного дома, которые позволяют создать комфортные и безопасные условия жизни. К мониторингу здоровья также можно отнести персонализированную медицину и телемедицину.

  • Физическая активность и досуг

Все больше людей хотят пользоваться преимуществами активного долголетия, рынок отвечает на этот запрос. В области спорта начинает действовать принцип осознания особенностей и потребностей зрелого организма. Фитнес-клубы и студии, городские парки предлагают специально разработанные спортивные программы, направленные на поддержание и повышение мобильности. Набирает обороты сектор туристических услуг, ориентированных на клиентов 50+. Специализированные туры позволяют старшему поколению не только узнавать мир в комфортном темпе, но и заводить новые знакомства, что с возрастом может становиться трудной задачей.

  • Социальная активность

Решить обозначенную проблему сохранения социальной активности и формирования круга общения новых старших также помогают специально разработанные технологии. В данную категорию входит развитие социальных сетей для людей старшего возраста, сообществ, развлекательных сервисов, адаптированного фото, видео, текстового контента.

Примеры российских проектов в области долголетия 

«Нейрочат»
Система нейрокоммуникации и нейротренинга. «Нейрочат» позволяет с помощью технологий набирать текст силой мысли, управлять внешними устройствами, общаться в социальных сетях. «Нейрочат» также предлагает систему нейротренинга для развития и тренировки когнитивных функций человека: внимания, памяти, скорости реакции и проч. Основатель проекта — Наталия Галкина, нейрофизиолог, технологический предприниматель, основатель компании «Нейротренд».

Biodata
Кроссплатформенное приложение для хранения и анализа медицинских данных. Система позволяет оцифровать имеющиеся у пациента медицинские данные, которые хранятся в разных источниках и часто в рукописном виде. Biodata предлагает ряд чекапов с целью расширить знание о состоянии своего организма: проанализировать качество обмена веществ, состояние иммунитета, генетические предрасположенности к различным заболеваниям и ряд других показателей. Компания была основана в 2017 году биохакером и предпринимателем Станиславом Скакуном.

«КардиоОблако»
Кардиокомплекс ECG Dongle включает в себя кардиофлешку, мобильное приложение и облачный сервис «КардиоОблако». Сервис дает возможность каждый день в любой удобный момент за несколько минут получить данные о работе сердца, частоте пульса и уровне стресса. Все данные предоставляются в удобном табличном виде, а также в виде диаграмм профиля здоровья, рекомендации врача высылаются на электронную почту напрямую пациенту.

Older
Как было обозначено выше, одна из тенденций рынка — активное долголетие и насыщенная социальная жизнь старшего поколения. Older — приложение для знакомства и общения для людей старшего возраста. Как показало исследование, которое Older провел совместно с «Билайн», 82% опрошенных, представителей «новых старших», хотели бы иметь более широкий и разнообразный круг общения, а 81% отмечают, что с возрастом сложнее найти спутника жизни или романтического партнера. Именно эту потребность старшего поколения в общении и активной социальной жизни закрывает приложение Older.

Рынок долголетия в России активно развивается. Пожалуй, наибольшее внимание как предпринимателей, так и инвесторов привлекает сектор Age Tech. На рынке появляется все больше интересных решений, несмотря на сложности, возникающие на пути стартапов, как, например, высокие издержки входа, длительный срок окупаемости и не всегда очевидные способы монетизации. Есть и ряд барьеров в виде низкого доверия населения старшего возраста в России к технологиям и невысокие темпы цифровизации в целом по стране.

Развитие проектов или инвестиции в сферу Age Tech — это игра на долгосрочную перспективу, но видя рост рынка и тенденции его развития, становится понятным, что эта игра стоит свеч.

Автор: Сардар Сардаров, инвестор, визионер, исследователь

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья