ENG

Перейти в Дзен
Финансы

7 банков и финтех-компаний, которые «Яндекс» мог бы купить вместо «Тинькофф»

О том, что «Яндекс» готовится создать свою финансовую экосистему, говорили уже давно. Скорее всего, корпорация будет запускать собственные продукты и сервисы в рамках новой экосистемы, но не исключено, что возможно партнерство или поглощение уже существующих финтех-компаний и банков. После несостоявшейся сделки с «Тинькофф» стало понятно, что «Яндекс» хочет построить свою финансовую экосистему. Какие банки и финтех-компании могли бы стать альтернативой «Тинькофф»? Потенциальные варианты собрали в нашей подборке. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Monobank

Быстрый рост, корпоративная культура, высокая доля технических специалистов, комплементарность продуктов и технологичность — вот свойства, из-за которых «Яндексу» была бы интересна покупка Monobank. Его создавала бывшая команда ПриватБанка, который был одним из самых лучших банков в техническом плане. По закону они не могут открыть банк на территории России, но «Яндекс» мог бы купить у них франшизу или же технологию. Это могло бы быть очень удачное партнерство, в рамках которого сама лицензия находится на территории России и предоставляемые решения контролирует ЦБ, при этом банк не является дочерней компанией. По такой схеме работают многие популярные иностранные банки, ведущие деятельность в РФ. Продукты, которые предлагает Monobank, растут по экспоненте и имеют сетевой эффект. Это как раз то, что нужно «Яндексу», и то, почему ему был интересен «Тинькофф». По сути, Monobank — своего рода украинский «Тинькофф».

Revolut

Для «Яндекса» платежная система интересна в первую очередь из-за огромной базы европейских пользователей и потенциальной возможности выйти на европейские рынки. Это было бы хорошим пуском для завоевания иностранной аудитории и привлечения российских пользователей, которые смогли бы рассчитываться в Европе и за рубежом. Для россиян в целом привлекательны возможности Revolut — сервис позволяет обменивать валюту по курсу ЦБ и оплачивать покупки по всему миру. Кроме того, «Яндексу» близка технологичность сервиса — у него нет физических офисов, вся коммуникация с пользователями происходит через мобильное приложение. Из минусов — отсутствие российской лицензии и ориентация на физических лиц, а не на бизнес.

«Банк 131»

Молодая финтех-площадка работает с интернет-бизнесом, в частности — предоставляет платежные решения для маркетплейсов, бирж фрилансеров и агрегаторов, с которыми «Яндекс» работает напрямую. «Банк 131» первым в России запустил banking-as-a-service, то есть «конструктор» для IT-бизнесов, который финтех-специалисты могут интегрировать практически в любую индустрию. С этим банк опередил даже команду «Яндекс.Денег» — вся инфраструктура была выстроена с нуля, а автоматизированная банковская система внедрена за две недели. Поэтому одно из преимуществ банка — опыт в оперативной реализации смелых проектов и разработка «бутиковых» решений. Например, в октябре этого года банк запустил мультирасчеты для c2c-сервисов, позволяющие автоматически удерживать комиссию и распределять платеж между всеми участниками сделки на онлайн-платформах по типу «Циана», YouDo и т.д.  Еще одно преимущество — наличие лицензии («Банк 131» оказался единственной частной компанией, получившей базовую лицензию Банка России в период с 2015 года).

APIBank

Финтех-платформа APIBank подходит «Яндексу» с той точки зрения, что она работает с банками и быстро их интегрирует — то есть не нужно, условно говоря, становиться «Яндекс.Банком», а можно сразу получить готовое решение. Платформа позволяет подключить любой банк (как правило, это no name банки, у которых есть лицензия) и на его базе строить свою финансовую экосистему. Для «Яндекса» это не только удобно, но и безопасно, потому что это не прямая конкуренция, а партнерство и возможность использовать сильные стороны всех игроков на рынке. Важное преимущество платформы — готовые платежные решения для digital-бизнеса и агрегаторов.

Solarisbank

Еще одна возможность для «Яндекса» не ориентироваться на самостоятельную покупку компаний, а создавать свое решение на базе Open Banking, который сейчас стремительно развивается во всем мире. Solarisbank — инфраструктурный white-label-банк, который не имеет своих собственных пользователей, а является конструктором для компаний — на его базе они строят свои банковские и пользовательские приложения, выпускают карты и так далее. Берлинская финтех-компания, основанная в 2016 году, предлагает платформу banking-as-a-service с немецкой банковской лицензией и, что опять же немаловажно для «Яндекса», ориентируется на b2b. На базе решений Solarisbank строится множество современных европейских финтех-сервисов.

QIWI Банк

Вокруг электронного кошелька QIWI создана отличная экосистема, компания постоянно развивает платежные и финансовые сервисы нового поколения. Часть из них ориентирована на выплаты таксистам и работу с таксопарками, а этот сегмент интересен «Яндексу». Успешный опыт QIWI с «Таксиагрегатором» (сервис выплат для таксопарков и мобильное приложение для водителей) можно применять на других рынках и аудиториях, что позволит «Яндексу» развивать новые продукты и сервисы b2b. У QIWI довольно большая экспертиза в обслуживании бизнеса, это однозначно плюс для развития экосистемы, как и тот факт, что у компании одна из самых масштабных сетей в России — она включает свыше 20,9 млн виртуальных кошельков, более чем 118 тыс. терминалов и точек приема платежей, общее число клиентов превышает 32 млн человек.

Kaspi Bank

В прошлом году Kaspi Bank возглавил рейтинг банков Казахстана и был признан самым эффективным по использованию активов и собственного капитала. В последнее время Kaspi Bank фокусируется на создании инновационных сервисов и продуктов в банковском секторе. Это очень хороший пример успешной финтех-ритейл экосистемы, которая включает в себя крупнейший в Казахстане интернет-магазин, платформу онлайн-платежей, ведущую бонусную программу, покупки при помощи QR и другие сервисы. Все услуги компании предоставляются через суперапп, у которого пользовательская аудитория больше, чем у аналогичного приложения Сбербанка, а вовлеченность соответствует уровню самых популярных мессенджеров, таких как WhatsApp. Такая экспертиза в развитии суперприложения — важный критерий для экосистемной стратегии развития, необходимой «Яндексу».

Автор: Юлия Крутый

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья