ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение, Стартапы

Агрегаторы локальных производителей: настоящее и будущее

Илья Елпанов

Илья Елпанов

Основатель сервиса «Ешь Деревенское»

Сегодня рынок foodtech в России — один из самых быстрорастущих, а ведь не так давно подобного направления у нас в принципе не существовало. Мы видим, как меняется паттерн потребления у жителей крупных городов. Люди все чаще задумываются об экономии собственного времени и минимизируют походы в офлайн-магазин. Это с одной стороны. другой, можно сказать, что сейчас тренд на здоровое питание стал одним из главных на российском продовольственном рынке. Почти у всех федеральных розничных сетей появились отделы ЗОЖ-продукции. В частности, набирает обороты спрос на фермерские продукты. В связи с этим на рынке появляются агрегаторы и сервисы доставки продуктов от фермеров и малых производителей.

Если говорить об онлайн-рынке продуктов питания, то у него весь потенциал еще впереди. Если взять весь E-commerce и посмотреть долю продуктов, то на 2018 год было всего лишь 2%. Но еще несколько лет назад показатели были в 3 раза меньше. Это говорит о том, что интерес к заказу продуктов на дом растет динамично, и этот рост только продолжится; наибольший потенциал впереди. Рынок подогревается, фудтех интересен и крупным игрокам. Например, X5 вывел в лидеры онлайн-торговли продуктами «Перекресток.Онлайн» и запустил экспресс-доставку «Пятерочка», «Яндекс» запустил проект «Яндекс.Лавка». Крупные стратегические игроки заходят на этот рынок с долгосрочными планами и большими бюджетами.

Когда мы создавали «Ешь Деревенское» в 2015 году, на рынке уже присутствовали LavkaLavka, Season market, Fresh. Но всё же ниша фермерства в онлайне была развита сильно меньше. Мы — не классический маркетплейс. Наша основная ценность заключается в верификации поставщика.

Мы приезжаем к каждому поставщику, проверяем по чек-листу, делаем аудит, проверяем продукцию, отбираем. Плюс к этому обеспечиваем логистику, как от фермы до нашего хаба, так и от хаба до клиента, а также полностью берем на себя вопросы маркетинга и рекламы. Основная задача агрегатора — обеспечивать прозрачность сотрудничества малого производителя и покупателя.

Модель работы выглядит следующим образом: каждую неделю поставщики в личном кабинете на сайте устанавливают лимиты, какие продукты и в каком количестве они смогут произвести. Так формируется ассортимент. По достижении лимита продукт снимается с продажи на этой неделе. В день доставки продукты приезжают в наш РЦ, где мы их сортируем, упаковываем и развозим покупателям.

Заказы доставляются в течение 24 часов, что позволяет работать с категорией fresh, а доля товаров, которые хранятся на складе, составляет не более 25%. Поставщиками выступают более 150 фермеров и локальных производителей из Тверской, Ярославской, Липецкой, Московской областей и Краснодарского края. В ассортименте около 1,5 тыс. SKU — молочная, мясная продукция, овощи, фрукты, бакалея, напитки.

Обычно ядро целевой аудитории онлайн-агрегаторов малых производителей — это молодые мамы. Как правило, мамы начинают изучать состав продуктов; им важно, чем они будут кормить своих детей. Поэтому они заинтересованы в качественных продуктах с понятным происхождением без лишних искусственных ингредиентов. Себестоимость таких продуктов выше, но данная аудитория готова заплатить больше за явно выраженную разницу в качестве.

Другая часть ЦА — это женщины 40+. Они помнят настоящий вкус деревенских продуктов, как проводили детство у бабушки в деревне. Им хочется вспомнить, хочется, чтобы внуки и дети почувствовали тот самый вкус.

Третья часть аудитории — это аллергики: люди, чувствительные к разным пищевым добавкам, которые детально следят за своим рационом и качеством продуктов. Поэтому они очень тщательно выбирают, но потом становятся постоянными клиентами.

Во всём мире онлайн-агрегаторы малых производителей и хозяйств фокусируются на создании экосистемы, сообщества единомышленников, которые объединены общей философией farm2fork («с грядки на стол»). Вокруг этой идеологии прозрачности и прямых поставок от производителя к потребителю и формируется лояльная аудитория.

Проекты с похожими моделями развиваются в разных странах. Например, Farmstead, GrubMarket, OurHarvest, GreenBean в США, Farmdrop в Англии, YourGrocer в Австралии и др. Все они сотрудничают преимущественно с небольшими местными фермерами и хозяйствами, работают с ними напрямую, исключая цепочку дистрибьюторов.

В Европе или США очень популярны небольшие кооперативы, вступив в которые, поставщик получает и правовую поддержку, и дотационную, и бухгалтерскую. А у нас каждый выживает в одиночку.

Например, сейчас в связи с тем, что закрылись рестораны, ярмарки, маленькие продуктовые лавки в торговых центрах и пр., фермеры вынуждены сами искать новых покупателей. Если бы агрегаторов вроде нас было больше, фермеры быстрее решили бы вопрос со сбытом. В России ощущается потребность в самой экосистеме малых производителей и фермеров.

В Европе она развивалась бесперебойно, культура фермерства передавалась из поколения в поколение. Люди там имеют больший опыт и гораздо четче выстроенный канал дистрибуции, систему контроля качества, систему диалога с государственными и коммерческими органами. А с точки зрения именно IT-технологий рынок в России развивается довольно динамично.

В целом я достаточно оптимистично смотрю на рынок. Согласно Росстату, объем выпускаемой продукции крестьянско-фермерскими хозяйствами в 2018 году составляет 0,6 трлн руб. Рынок большой, одной из ключевых проблем сейчас является сбыт. И чем больше будет различных площадок, мест, где малые производители могут рыночно реализовать продукцию, тем лучше будет для всех игроков.

Сам рынок, безусловно, будет расти, а качество поставщиков — развиваться и становиться только лучше. Еще несколько лет назад не было и половины игроков рынка foodtech, за развитием которых мы наблюдаем сегодня. Агротехнологии становятся доступнее, увеличивается количество network-площадок для обмена опытом. В ближайшей перспективе технологии будут все больше присутствовать в каждодневной деятельности небольшого производителя, а рынок онлайн-агрегаторов пополнится новыми достойными игроками.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья