ENG
Добавить в избранное
Регионы / Мнение

Александр Исаевич: «Мы делаем акцент на количестве получателей господдержки»

Малый и средний бизнес (МСБ) серьезно пострадал от пандемии: по итогам 2020 года его оборот сократился на 2,8 трлн рублей, а в туристическом секторе выручка упала на 70%. И 2021 год для МСБ, по оценкам самих предпринимателей, не намного лучше: новые ограничительные меры — новые потери и риски. Меры помощи бизнесу предлагают различные федеральные компании: в частности, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), которая предоставляет поручительство, правовую поддержку и многое другое. Александр Исаевич, генеральный директор Корпорации МСП, рассказал, насколько эффективна деятельность компании, в чем особенности кредитования самозанятых и что такое «выращивание поставщиков».

Про финансовую и нефинансовую поддержку

Александр Исаевич, генеральный директор Корпорации МСП

— Каковы главные направления работы Корпорации МСП сегодня и каковы масштабы ее деятельности?

— Корпорация МСП создана для того, чтобы помогать и поддерживать предпринимателей на всем пути становления и развития. Например, на старте это может быть обучение: как начать свое дело, как выбрать налоговый режим и какой лучше, как вести документацию. В процессе ведения бизнеса мы также помогаем, консультируем по текущим правовым вопросам.

Чтобы систематизировать эту помощь, буквально на днях мы запустили «Сервис 360°». Нам пишут обращение онлайн, и мы в сжатые сроки его прорабатываем, если нужно, подключаем другие ведомства и институты развития. Сейчас сервис включает восемь направлений: в частности, обращение можно написать, если есть проблемы с проверками контрольных органов или не складывается взаимодействие с региональными институтами поддержки.

Если у бизнеса возникают сложности с закупками или заказчики, например не возвращают деньги за поставленный товар, мы предлагаем отработанный эффективный механизм воздействия на недобросовестные компании. Благодаря ему из 1,9 млрд рублей общей задолженности 1,2 млрд уже вернули предпринимателям.

Наверное, наиболее востребованная мера поддержки корпорации — финансовая: поручительства и кредиты. Мы поручаемся за предпринимателей и помогаем им получить заемные средства в банках. В этом году мы приняли новую стратегию развития, которая предполагает уход от объемов к количеству получателей поддержки. За три квартала этого года наша поддержка помогла увеличить количество получателей госгарантий в полтора раза. Мы взяли на себя риски на сумму 104 млрд рублей — это вдвое больше, чем в 2020 году. Что важно: свыше 80% гарантий получили представители малого и микробизнеса.

Мы также предлагаем предпринимателям новый продукт «Экспресс-поддержка». Это альтернатива потребительским кредитам, которая позволяет субъектам МСП получить доступ к «быстрым» деньгам. Для сравнения: если потребительское кредитование доступно по ставке от 16–17% годовых, то «Экспресс-поддержка» МСП Банка — от 11,5%. Оформление проходит в онлайн-режиме и доступно из любой точки России. Для принятия решения нам потребуется до 72 часов, по итогам рассмотрения заявки мы можем выдать до 10 млн рублей.

Еще одно направление работы корпорации МСП — помощь при участии в закупках у крупнейших заказчиков в качестве поставщиков. Для малого бизнеса попасть в эту сферу — целая проблема. Он часто не знает всех требований, «плавает» в правовых вопросах, поэтому боится участвовать. Мы консультируем малое предпринимательство, помогаем с документами, сопровождаем на всем пути. Плюс мы мониторим, чтобы соблюдалась норма о квоте на закупки у МСП, оказываем помощь в получении оплаты за уже поставленные товары или услуги.

— Как вы измеряете эффективность вашей деятельности? Можно ли сказать, что благодаря вам мы повысили роль малого бизнеса в ВВП?

— Лично для меня эффективность — это когда удается помочь конкретному предпринимателю. Когда он бьется один на один, ничего не выходит, а нам быстро удается решить его вопрос и помочь. А глобально работает нацпроект по поддержке предпринимательства, который ставит четкие цели по развитию малого и среднего бизнеса, по количеству занятых. Уже сейчас в нем задействован практически каждый третий житель страны. Если точнее — 27%, по данным уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей. МСП приносит в бюджет каждый пятый рубль, и его роль надо повышать.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы расширить охват господдержки: разрабатываем новые инструменты, совершенствуем действующие продукты. При этом акцент делаем не на общем объеме помощи, как я уже сказал, а на количестве ее получателей. Нам важно, чтобы каждый, кто обратился в корпорацию за помощью, получил ее в нужном объеме и своевременно. В рамках нашей новой стратегии развития к 2025 году каждому пятому предпринимателю в корпорации окажут финансовую и нефинансовую поддержку.

Про «выращивание поставщиков» и экспорт российского бизнеса

— Сейчас крупным компаниям планируют разрешить развивать заказчиков. Как это скажется на малом и среднем бизнесе?

— Речь идет о законопроекте «о выращивании поставщиков». Это, кстати, довольно правильное определение. Его суть в том, что сегодня много малых и даже микропредприятий, которые хотели бы войти в систему закупок. Им есть, что предложить, но нет возможности подрасти до требований заказчиков, поэтому участвовать они не могут. Прежде всего это касается компаний, выпускающих инновационную и высокотехнологичную продукцию, конкурентоспособные товары, в том числе отвечающие требованиям программ по импортозамещению. И вот законопроект «о выращивании» предлагает крупным заказчикам самим «прокачивать» МСП, обучать их, оказывать помощь, в том числе финансовую, и безвозмездно. Что важно: все выращенные компании не будут иметь никаких преференций и будут принимать участие в закупках на общих правах.

— Какова сегодня роль малого бизнеса в экспорте и при чем здесь ваша корпорация?

— За рубежом есть спрос на продукцию и услуги наших предприятий. Чаще всего на оборудование и технологии, товары обрабатывающей промышленности, пищевой и сельхозпродукции. Но на пути к экспорту у нашего малого и среднего бизнеса есть ряд серьезных барьеров, которые мы помогаем преодолеть. Для нас поддержка экспортеров — это относительно новое направление, но мы его активно развиваем. Отдельный вызов для нас — экспорт услуг, который мы постепенно, шаг за шагом стараемся выстроить. Сейчас как раз разрабатываем конкретные меры поддержки экспортеров из числа малого и среднего бизнеса. С начала этого года мы помогли взять кредиты под наши гарантии более чем 400 компаниям, которые выходили на зарубежные рынки: им удалось привлечь более 28 млрд рублей заемных средств.

Про поручительства и кредитование самозанятых

— Уже более месяца действует «зонтичный» механизм предоставления поручительств для поддержки малого и среднего бизнеса. Сколько компаний за это время воспользовались им и сколько средств им удалось привлечь?

— Как я сказал выше, за полтора месяца работы «зонтичный» механизм помог бизнесу получить около 800 кредитов, общая сумма полученных средств превысила 7 млрд рублей. Важно, что этот механизм работает и в Крыму, где бизнес очень нуждается в кредитах. Средняя ставка по выданным кредитам составила 9,6% годовых — ее снижение стало возможным за счет наших поручительств. Мы и в дальнейшем будем внимательно следить, чтобы ставки снижались.

Чаще остальных за кредитами обращались представители производственной сферы, медицины, сельского хозяйства, туризма и услуг. Полученные средства они в основном направляли на инвестиции, пускали в оборот, развитие и рефинансирование ранее взятых кредитов. Если смотреть по регионам, то большая часть заявок — это Новосибирская и Московская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Краснодарский и Красноярский края, а также Челябинская область.

— В 2020 году МСП Банк снизил ставку по кредитам для самозанятых до уровня 6,25%. Чем было вызвано данное решение и можете ли вы примерно сказать, сколько заявок на кредиты получили после этого?

— МСП Банк начал кредитовать самозанятых с 1 июля 2020 года. Поначалу это был фактически пилотный проект: мы изучали спрос, анализировали «платежную культуру». На первых порах объем кредитования был небольшим, а ставки, напротив, выше рынка. Но по мере увеличения числа заявок ставку стали опускать. Этому способствовали также снижение инфляции и ключевой ставки ЦБ РФ, господдержка банков-участников программы кредитования малого и среднего предпринимательства. В итоге ставка МСП Банка опустилась до 6,25% годовых. С 1 июля прошлого года общая сумма выданных кредитов превысила 455 млн рублей.

— Сейчас ставка по кредиту для самозанятых составляет 12%, и многие СМИ публиковали эту новость как «МСП Банк снизил ставку». Но если брать прошлый год, то ставка выросла почти в два раза. С чем был связан рост ставки и насколько она может быть снижена в будущем?

— Ставки по кредитам напрямую зависят от ряда условий. В первую очередь от уровня ключевой ставки Центробанка и возможных рисков. Окончательные проценты формируются с учетом кредитной истории клиента, способа подтверждения дохода, использования страховки и так далее. В результате то, что преподносится как «от 5% годовых», в большинстве банков легко превращается в 16–17% и более, что уже сравнимо со ставкой по потребительскому кредиту.

При этом не так давно МСП Банк снизил ставку по кредиту для самозанятых с 13,4% до 12% годовых. Да, в 2020 году она была ниже, потому что этому способствовали экономические условия — прежде всего ставка Центробанка. Однако они изменились, а мы глубже изучили этот сегмент кредитования и увидели ряд потенциальных рисков. Кроме того, часть самозанятых по-прежнему остается «в тени», не раскрывает своих доходов. При этом с 1 ноября мы убрали возрастные ограничения при выдаче кредитов самозанятым. Теперь они доступны всем, а не с 27 лет, как было раньше. И в этих условиях МСП Банк держит ставку по таким кредитам на уровне. Во всяком случае потребительские кредиты, которые бизнес часто берет на развитие, предлагаются с заметно более высокой ставкой — как правило, это не ниже 16–19% годовых.

— Банк МСП — прибыльный банк? И если да, нет ли планов привлечения банком и корпорацией частных денег?

— МСП Банк нельзя рассматривать просто как классический коммерческий банк. Он прежде всего выступает в роли института развития малого бизнеса. Поэтому прибыль — не главное, основная цель — поддержка МСП. Исходя из нее и строится стратегия развития банка. Так, за неполный 2021 год наш банк выдал кредитов на сумму более 52 млрд рублей, поддержал свыше тысячи предпринимателей и самозанятых. При этом, предоставляя бизнесу поддержку на льготных условиях, МСП Банк сократил собственную маржу. Но ключевая цель — помощь — достигнута.

Про малый и средний бизнес в пандемию

— Насколько действенными оказались меры поддержки МСП в условиях пандемии?

— К сожалению, пока остановить распространение коронавируса не удалось, а малый и микробизнес можно назвать наиболее пострадавшим от пандемии. Помощь от государства дала возможность многим из предпринимателей в этих секторах продолжить свою деятельность, сохранить коллектив за счет льготных кредитных программ. Но нужны новые меры поддержки. Так, МСП Банк с 1 ноября стал давать кредиты самозанятым вне зависимости от их возраста. А правительство и Министерство экономразвития перезапустили программу ФОТ 3.0: она теперь доступна не в 11, а 17 отраслях. Добавились допобразование, услуги по дневному уходу за детьми, бытовое обслуживание, услуги химчисток, стоматологий, парикмахерских и салонов красоты. Об этом просил сам бизнес, и его услышали.

К востребованным мерам также можно отнести гранты в размере МРОТ на каждого работника и нашу совместную с Центробанком программу льготного финансирования. Она была запущена буквально накануне и предлагает возможность взять кредит или рефинансировать существующий по ставке до 8,5% годовых. Также многие регионы ввели свои меры поддержки: налоговые, финансовые, имущественные. Конечно, всем хочется не поддержки, а чтобы как можно быстрее COVID отступил и бизнес смог работать как раньше. Но со своей стороны государство находится в диалоге с бизнесом. Так, на одной из встреч первый вице-премьер Андрей Рэмович Белоусов поручил собрать вопросы, которые требуют срочного решения. Власти не «в домике», все видят и стараются приложить максимум усилий, чтобы найти выход из сложной ситуации. Летом в коммуникации с бизнесом и властями регионов нам удалось смягчить или снять ряд чрезмерных ограничений для бизнеса в 20 регионах.

— В каких регионах мы действительно видим активную поддержку малого бизнеса? И можно ли сказать, что активность господдержки напрямую коррелирует с высоким уровнем развития МСП в регионе?

— Я бы сказал, что на уровень развития МСП влияет не только активность господдержки, но и то, как регион ведет диалог с бизнесом, есть ли у предпринимателей возможность на равных и открыто говорить не только об успехах, но и проблемах. И главное — их решать. В целом же бизнесу важно от государства видеть прозрачные и постоянные «правила работы». Очень часто слышу: «нам не нужно помогать, вы, главное, не мешайте». Все предприниматели должны иметь право на ошибку. Даже если он нарушил, ему нужно дать возможность исправиться. Речь идет в том числе о том, чтобы, например, при ухудшении эпидситуации предприниматели знали, к чему готовиться, чтобы новые ограничения не становились для них «снегом на голову». Или чтобы ограничения не доводились до абсурда. Слева — работает ресторан, справа — детскому развлекательному комплексу запрещено работать. Выделять регионы не буду, лидеры всем известны. Хочется, чтобы их было как можно больше.

— В недавнем интервью вы сказали: «Я всегда говорю “да” возможностям, дающим результат, который потом можно потрогать и ощутить». А можете привести пример таких возможностей, которые дает корпорация МСП малому и среднему бизнесу?

— Одна из таких возможностей — это «зонтичный» механизм предоставления поручительств корпорации МСП. Без него банк отказывал предпринимателю или предлагал космический процент, а сейчас этот же предприниматель может получить заемные средства под адекватную ставку и направить деньги на развитие своего дела. К возможностям, которые надо использовать, я бы еще отнес диалог — он всегда помогает выйти даже из самых сложных ситуаций. К примеру, в ряде регионов были введены жесткие ковид-ограничения, и многие представители МСП были вынуждены фактически свернуть свою деятельность. Они обратились к нам за помощью, и мы совместно с властями этих субъектов РФ нашли компромисс — бизнес активно вакцинирует своих сотрудников и вводит систему QR-кодов для посетителей, и ограничительные требования снижаются.

А сейчас мы готовим к запуску еще один проект — цифровую платформу МСП, которая должна стать новым цифровым помощником для бизнеса. В одном окне соберем все, что сейчас находится в разных местах.

Беседовала Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья