ENG
Добавить в избранное
Интервью

Алина Валенсия: Бизнесу нужны лидеры позитивных изменений

В условиях экономической турбулентности критически важными компетенциями для предпринимателя становятся гибкость мышления, открытость к изменениям, способность развивать бизнес при любых волнах. Стать лидером изменений помогает регулярная прокачка «предпринимательских мышц», осознанное развитие предпринимательского мышления. Какие навыки важно развивать предпринимателям для удержания компаний на рынке, узнали у Алины Валенсия, доктора философии, кандидата психологических наук, лидера проекта АСИ «Компетентностная платформа».

Алина Валенсия, доктор философии, кандидат психологических наук, лидер проекта АСИ «Компетентностная платформа», на саммите Hello Tomorrow в Париже для высокотехнологичных предпринимателей

Научиться жить при больших волнах

— Алина, сегодня предприниматели развивают бизнес в высокострессовых условиях. По вашему опыту, они готовы к вызову? 

— В ситуации неопределенности люди в принципе по-разному реагируют на стресс, тем более многие так и не вышли из этого состояния после пандемии. В периоды турбулентности часть из них всегда оказывается не готовыми к изменениям, к тому, чтобы стать лидерами перемен. Многие из них сдаются, уходят в негатив. Но есть и ментально более гибкие люди, открытые для изменений, оптимистичные и адекватные. Они готовы к новой реальности, к тому, чтобы идти вперед вопреки всему. Для них стресс — это ситуация, которая побуждает к действию. Об этом, кстати, говорил еще знаменитый исследователь стресса Ганс Селье. Хорошо известно, что во время стресса человек аккумулирует всю энергию, внутренние резервы и способен выдать даже больший результат, чем в состоянии покоя. Как отметил недавно знакомый предприниматель, нет возможности ждать, когда закончится кризис, нужно работать на фоне любых потрясений и перипетий.

Хотела бы напомнить и слова Аристотеля Онассиса: «Не нужно ждать, когда ветер утихнет, нужно учиться жить при больших волнах». Мне кажется, они актуальны в любые времена. И тем, кто занят бизнесом, безусловно стоит тренировать эти навыки всегда. Я писала об этом еще 2019 году, готовя диссертацию в Барселоне, это было довольно спокойное время.

— Насколько отечественные предприниматели «натренированы»? 

— В общении со своими клиентами я часто использую выражение «тренировка мышц предпринимательства» или «лидерских мышц». Когда вы поднимаетесь в гору, с набором высоты это делать все сложнее, перед восхождением надо тренироваться. Если вы решили идти по лидерскому пути в бизнесе, надо тренировать предпринимательские мышцы. На мой взгляд, у российских предпринимателей они натренированы, и неплохо. В одном из недавних интервью известная российская предпринимательница говорила о стрессе, с которым пришлось столкнуться молодым людям, не так давно начавшим путь в бизнесе, в том числе айтишникам. Большинство из них из-за юношеского максимализма пессимистично настроены, воспринимают все в черно-белом свете. Люди постарше, с опытом многих кризисов за плечами, относятся ко всему иначе. Если человек имеет опыт успешного прохождения кризиса или сумел в случае неудачи вынести из нее конструктив, это серьезно закаляет, помогает прокачать мышцу предпринимательства.

— Помогает ли в этом опыт прежних кризисов за плечами?

— Существует понятие критических инцидентов, это международный термин, описывающий события с очень сильным эмоциональным воздействием. В рамках диссертации я провела исследование с участием 500 предпринимателей по всему миру и изучила их реакции на критические инциденты, например: на предательство партнера по бизнесу, на экономический кризис, недобросовестную конкуренцию. Выяснилось, если на старте бизнеса люди осознают, что на пути подобные инциденты обязательно произойдут, что с ними можно справиться, психологически пройти через кризис проще.

Другим важным моментом остается возможность обмена опытом между поколениями. Если молодой предприниматель развивает бизнес в одиночку, все испытания для него будут как в первый раз. Если же рядом будут старшие коллеги, наставники, партнеры, которые уже проходили сложные ситуации, все будет проще, предприниматель будет понимать, что он как минимум не один.

Топ компетенций для предпринимателей

— Какие компетенции стоит развивать предпринимателям для выживания?

— Во главе всех компетенций стоит самоидентификация себя как предпринимателя. Важно уметь осознать себя как лидера, перед которым открыты разные пути, понять, что только от вас зависит, какой именно из них выбрать. Также важно понимать, для чего вы развиваете свой бизнес, а главное, что вы как предприниматель не тождественны ему. Ведь в мире есть предпринимательские истории, которые плачевно заканчивались именно из-за полного отождествления предпринимателя себя со своей компанией.

Затем уже идут все другие компетенции, связанные с предпринимательским мышлением. Прежде всего, это стрессоустойчивость, сильный социальный, эмоциональный интеллект. Это позволяет лучше взаимодействовать с клиентами, с командой, выводить людей в позитив, поддерживать желание продолжать работу. В целом это умение адаптироваться, но оставаться при этом лидером позитивных перемен.

— Насколько ситуация остается сложной для предпринимателей?

— Любая проверка на прочность, которую проходит бизнес, служит тому, чтобы неэффективные модели уходили с рынка. Или же чтобы компании усовершенствовали свои бизнес-процессы. И всегда есть отрасли, которые продолжат развитие вне зависимости от того, какие нас ждут кризисы, и всегда будут люди, которые продолжат действовать.

Да, среди российских предпринимателей много продвинутых людей, которые оставались на волне мировых трендов и технологий. И они переживают стресс от выпадения из общего международного поля. Именно поэтому особенно нужны лидеры позитивных изменений, которые будут внедрять все новейшие тренды с еще большей скоростью.

Но у нас люди оптимистичные и предприимчивые, предпринимательское мышление у большинства русских предпринимателей в крови. За эти годы мы накопили очень большой базис знаний, технологий, опыта, которые необходимо ускоренно внедрять и использовать, и это обеспечит серьезный рывок вперед.

Предпринимательское мышление — и для найма

— Вы упомянули предпринимательское мышление. Насколько оно важно для сотрудников в найме?

— Большое количество людей в найме многие годы не понимали важности предпринимательского мышления для любого человека, работающего на клиента.

Предпринимательское мышление — это умение каждого сотрудника ориентироваться в работе на потребности клиента, понимать задачи и специфику бизнеса, в котором ты занят, стремление усовершенствовать бизнес-процессы, поиск новых ниш. Потребность в таком мышлении сегодня будет все больше увеличиваться.

— Насколько сложно развить у сотрудников предпринимательское мышление?

— Безусловно, это реально сделать, другое дело, что далеко не все руководители стремятся развивать его у своих сотрудников, опасаясь конкуренции. Клиентоориентированный подход сегодня становится фактором выживаемости для любой компании. Поэтому сейчас предпринимательское мышление крайне важно популяризовать. И это то, чем мы занимаемся в рамках проекта «Компетентностная платформа».

— Будут ли компании заниматься развитием предпринимательского мышления среди сотрудников?

— Во все времена были люди, для которых кризис становился временем возможностей. Как сказал Сенека, «если нет дальнейшего роста, значит близок закат».

Да, таких людей всегда меньше, но именно они понимают, насколько важно не прекращать развитие бизнеса.  Предприниматели и руководители компаний, которые будут эффективно сочетать управление ресурсами и непрерывное развитие, станут лидерами позитивных изменений и будут на гребне волны долгие и долгие годы.

Беседовала Ольга Блинова


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья