Основатель Microsoft Билл Гейтс считал своим ментором американского инвестора и предпринимателя Уоррена Баффетта, а создатель Apple Стив Джобс — экс-руководителя DuPont Эда Вуларда и бывшего главу PepsiCo Джона Скалли. Очевидно, что менторами становятся люди с большим опытом и достижениями, готовые делиться знаниями с менти, или учениками. В числе последних не обязательно должны быть миллиардеры и участники списка Forbes. Так, сегодня программы менторинга внедрили и развивают более 70% компаний из списка Fortune 500. В чем заключается польза менторинга для бизнеса, только ли начинающим предпринимателям необходим ментор и чем привлекает процесс наставничества самих менторов? Обсудили эти вопросы с Алиной Валенсией, доктором философии, кандидатом психологических наук, бизнес-консультантом и руководителем консалтингового агентства «А-линиЯ», экспертом и ментором программы «Технологическое предпринимательство» Университета Иннополис.
Найти своих
— Алина, на ваш взгляд, менторинг сегодня — это эксклюзивная практика для миллиардеров или к данному формату обращаются все больше предпринимателей? И как можно оценить уровень интереса к практикам наставничества?
— На мой взгляд, интерес к менторингу растет и уверенно, более того, само понятие наставничества значительно трансформировалось, стало обширным и всеобъемлющим. И давно уже вышло за пределы узкого круга успешных технологических предпринимателей. Безусловно, больше всего менторство распространено и востребовано в ИТ-секторе. Но интерес велик во всех отраслях, вне зависимости от масштаба и специализации компаний. По моему опыту, все больше и больше людей осознают важность наставничества, готовы лично оплачивать услугу. А значит, они придерживаются предпринимательского мышления, проактивно выстраивают свой жизненный путь, хотят развиваться и расти. Ведь именно с этими задачами ментор и может помочь. В эпоху цифровизации как никогда точна фраза, что человеку нужен человек. И такого по-настоящему своего человека как раз и можно найти в менторинге.
— Получается, менторы есть не только у компаний, но и у людей?
— Да, и сегодня интерес к менторингу со стороны обычных людей, не обязательно владельцев или основателей бизнеса, растет. Это так называемый персональный менторинг, или трекинг. К нему обращаются люди, поменявшие профессию, не останавливающиеся в развитии, стремящиеся добиться новых высот в работе и жизни. Вижу это по личной практике. Все больше предпринимателей стремятся использовать коуч-сессии не только для разработки стратегий и внедрения систем, а для качественного общения на разные темы с получением развивающей обратной связи и профессиональной поддержки, а также все больше специалистов в разных областях подходят к выстраиванию своей карьеры как проекту, для которого нужен сильный и надежный наставник. Кстати, и у меня самой, эксперта с более чем 20-летним опытом в консалтинге, есть менторы, люди, которыми я искренне восхищаюсь и связь с которыми поддерживаю годами, а еще мне повезло, мои главные наставники — члены моей семьи. И это не только прекрасная возможность нарастить свой потенциал, получить новые знания и опыт, но и уникальный феномен философского понятия «Учитель», который существовал и был востребован во все времена.
— Если говорить о пользе менторинга, на какие эффекты могут рассчитывать менти — компании, люди?
— Что касается пользы, эффективности, наверное, об этом лучше и нагляднее скажут результаты, которых добиваются люди и компании, прибегающие к менторингу на постоянной основе. Так, люди, у которых есть ментор, в пять раз чаще получают повышение, а 67% бизнесов с менторскими программами фиксируют рост прибыли. Но это не значит, что ментор предоставляет своим менти инструкцию, план по достижению успеха. Есть такое выражение «давать удочку, а не рыбу», но, на мой взгляд, эту удочку должен выбрать сам человек, найти, купить, а затем использовать. Говоря простым языком, ментор не дает предпринимателю удочку, а рассказывает, в каких магазинах ее можно купить, какие существуют модели и с какой улов будет больше, а также почему рыбалка — это так увлекательно. А если серьезно, дело ментора — это скорее формирование концепции, мировоззрения, даже философии бизнеса совместно с предоставлением полезных и эффективных инструментов достижения целей.
Не костыль, а вдохновение
— Сегодня менторинг востребован не только среди стартапов. Но такое представление о наставничестве все еще существует…
— Действительно, в сфере менторинга стартапов сформировалось достаточно много мифов и неправильных установок. Некоторые основатели стартапов испытывают иллюзию, что ментор должен делиться с ними своей экспертизой просто по факту своего существования, выполняя функцию «служения». При этом значимость самого ментора абсолютно нивелируется, а взаимного обмена экспертизой, ценностями, опытом и вовсе не происходит. Объясню на примере нетворкинга, как более известного понятия. Нетворкинг ведь не сводится к ведению записной книжки с контактами полезных людей. Это создание сети контактов, людей, которые не просто полезны, но и ценны друг для друга. То есть мы переходим от взгляда на человека как на ресурс к его восприятию как капитала, ценности. В менторстве это работает точно так же, и только в таком формате взаимодействие с ментором может быть продуктивным.
— Получается, ментор не всегда равно помощник?
— Ментор — точно не «костыль» для бизнеса, на который можно опираться в любой сложной ситуации. Таким восприятием, кстати, страдают очень многие, особенно начинающие стартапы. Зачастую услуги ментора они получают бесплатно, по программам университетского предпринимательства, в акселераторах, в итоге формируется представление, что ментор просто обязан содействовать эффективной реализации проекта.
В результате у фаундера, у команды может атрофироваться способность к выживанию, плохо формируется чувство ответственности — пусть и частично, это перекладывается на другого человека, на ментора.
— Значит ли, что ментора на старте вообще не должно быть?
— Наоборот! Ментор обязательно должен быть, но никакой консалтинг или наставничество не должны становиться костылем, который не дает предпринимателю учиться выживаемости. Тандем должен работать в формате взаимообогащения и дополнения. Ментор и менти должны создавать взаимную добавленную ценность, синергетический эффект. Например, являясь ментором проектов на программе «Технологическое предпринимательство» университета Иннополис, я очень многому учусь у своих достаточно молодых менти (например, IT-терминологии, каким-то современным «фишкам», они очень вдохновляют меня, и как раз происходит эффект взаимообогащения). Это характерно не только для молодых предпринимателей, но и для людей с большим бизнес-опытом.
— В чем эта ценность заключается для уже состоявшихся компаний?
— На мой взгляд, для этого сегмента менторинг важен особенно, и он приобретает оттенки психологического консультирования. Как наставник я работаю с многими компаниями уже более 15 лет, и вижу, насколько сильнее с каждым годом они осознают значимость менторинга. Чем больше они работают, тем серьезнее относятся к этому процессу. Ведь в эпоху тотальной цифровизации рядом просто необходим наставник — человек экспертный, деликатный, этичный, профессиональный, с сильными волевыми качествами, внутренним стержнем. С ним можно разговаривать, делиться мыслями, обсуждать проблемы. Психологический подход в наставничестве приобретает все более важную роль.
Ментор как партнер
— В чем интерес ментора к наставническим практикам?
— Менторство — это большой и серьезный труд, хотя именно для менти это не всегда платная история. Платить ментору может крупная компания, фонд или государство, если речь идет о широкой менторской программе. На мой взгляд, более эффективный формат — оплата наставничества самим менти. Продуктивность взаимодействия в таком случае намного больше. Для ментора это еще и возможность войти в понравившийся проект на ранней стадии. Например, я работаю лишь с теми стартапами, в которые верю не только как предприниматель, но и как потенциальный инвестор. И об этом я сразу открыто предупреждаю. Ведь, как и все менторы, я инвестирую в проект свое время, силы, связи.
— Но только ли о дополнительном заработке идет речь?
— Конечно же, нет! Это уникальная возможность получить вдохновение, прикоснувшись к успеху своего менти. При этом ты как ментор имеешь все возможности повлиять на финальный результат, позволить новой идее воплотиться в жизнь, увидеть плоды своего участия в процессе. Это необыкновенный драйв, на который в прямом смысле слова подсаживаются очень многие менторы. Они получают адреналин или даже, если хотите, порцию гормона счастья, и этого невозможно добиться, участвуя в конференциях или общаясь в кругу партнеров по бизнесу… Тут даже самые умудренные опытом люди могут, пусть ненадолго, почувствовать себя юными стартаперами, заново ощутить тот задор, искреннюю радость от первых успехов. Конечно же, они идут в менторство за вдохновением. Но не только. Для профессионала крайне важно постоянно делиться собственным опытом, экспертизой, знаниями. И для хорошего ментора это настоящая миссия. Знаете, в акмеологии — а я давно занимаюсь этой наукой — есть понятие «Акме», олицетворяющее пик развития личности, ее цветущую пору. Когда человек достигает его, велик риск остановиться в росте. Это неверная и даже опасная траектория для профессионала. Если он хочет не останавливаться в развитии, важно постоянно отдавать, делиться опытом. И один из самых верных путей в данном случае — это менторство. Ведь самое трагичное, когда потрясающие профессионалы своего дела уходят из жизни, так и не оставив интеллектуального наследия и учеников.
— Насколько в менторстве важно общение, нетворкинг?
— Действительно, он приносит много энергии и радости — не только менти, но и самому ментору, наставнику. Благодаря общению получаешь огромный поток интересной новой информации. Это как глоток свежего воздуха! И конечно же, ты делишься с ними и своими знаниями, связями, контактами. Такой взаимный обмен, человеческие отношения в команде очень вдохновляют, и они очень важны. Так что менторство это и шанс узнать для себя что-то новое. Например, во время учебы в Барселоне моим ментором был профессор Карлес Монерео, который направлял и поддерживал меня в научной работе. Уже вернувшись в Россию, я оставалась с ним на связи, организовала его визит к нам в страну с лекциями. Для него как ученого это было большой ценностью и удачей.
— Напоминает отношения друзей или родственников…
— Да, вы правы, если ты совпадаешь с ментором, если случается идеальный мэтч, вы действительно становитесь друг другу чем-то вроде семьи, близкими по духу людьми. И, как говорит один из моих менти, международный технологический предприниматель, «хороший ментор — это навсегда»!