Банки могут обязать компенсировать гражданам финансовые потери от действий мошенников. С такой инициативой к Центральному банку обратилась одна из парламентских партий. О том, насколько жизнеспособна эта инициатива, «Инвест-Форсайт» поговорил с заместителем заведующего центром медиапрактик Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ Андреем Жуковым.
— Мошенники похитили у россиян в 2024 году 250–300 млрд руб., об этом сообщил заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов. Суммы растут с каждым годом. Есть шанс переломить тенденцию?
— Я не поленился и нашел заявление Станислава Кузнецова годичной давности о том, что за 2023 год телефонные мошенники украли у граждан 14,2 млрд рублей. Получается, рост в 15 раз?! Как-то слабо в это верится. Конечно, возникает вопрос, как считали. Я бы все-таки ориентировался на те цифры, которые дает Банк России. В его данных мы видим, что по первым двумя кварталам было что-то порядка 4 млрд украденных денег в каждый из периодов. В третьем квартале ЦБ заявил, что немного поменял методику и там было около 10 млрд. Давайте в итоге говорить о том, что «центробанковская» оценка потерь граждан от финансовых мошенников будет вряд ли больше 40 млрд рублей.
— Это все равно не так уж и мало!
— Да, безусловно, цифра колоссальная. И безусловно, это говорит о том, что предпринимаемых усилий недостаточно. Но в то же время, мне думается, что в большей степени это вопрос не к банкам и даже не к Банку России, а к правоохранительным органам, спецслужбам. Так что верно на последней коллегии МВД президент ставил перед правоохранительными органами вопрос об усилении борьбы именно с банковскими мошенничествами.
— Получается, что главная роль в борьбе с мошенниками принадлежит…
— Она и по закону принадлежит Министерству внутренних дел, специальным службам, а не банкам. Я напомню, что, к примеру, никакого права заниматься оперативно-розыскной деятельностью у банков нет. А как без этого ловить мошенников?!
А разговоры, что это банки должны ответить за мошенников, при всей народной нелюбви именно к банкирам, у меня лично вызывают такую ассоциацию. Представьте, приходит гражданин в ЖЭУ и говорит, что у него в подъезде стало темно. Хотя лампочки в подъезде горят, все по-прежнему. Просто у человека зрение, увы, ухудшилось. Понятно, что ему совсем не в ЖЭУ надо идти, а к врачу…
— В Госдуме на днях предложили с помощью ЦБ обязать банки компенсировать гражданам финансовые потери в результате действий мошенников. Насколько эта инициатива жизнеспособна и насколько будет эффективна?
— Прежде всего, не надо забывать, что в следующем году предстоят парламентские выборы. И чем ближе к ним, тем, думаю, больше будет желающих поймать хайп.
В принципе, можно принять и еще один закон в сфере борьбы с банковскими мошенничествами. Что касается этой инициативы депутатов, то в новостях я не увидел конкретики. Мы знаем, что с середины прошлого года и так действует специальный механизм, который обязывает банки возвращать похищенные мошенниками деньги, если это произошло по вине самого банка.
— А если виноват сам человек?
— Вот именно! Неправильно, если банк будет работать по принципу «я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой». Это тут же создаст поле для нового мошенничества. Два нечестных гражданина договорятся о том, что один другому переведет деньги, а другой обратится за возвратом. И получится, что и одному вернули, и второй в прибыли оказался. Так, что ли?
Мне кажется, что это непродуктивная идея.
— Нужно самому учиться оценивать риски, правильно?
— Да. У нас в законах прописано, если ты занимаешься бизнесом, то несешь все предпринимательские риски. Если ты поверил, что, вложив деньги в очередную «пирамиду», получишь 1000% прибыли и перевел туда деньги из банка — это твоя проблема, твой предпринимательский риск. Банк явно не при чем.
— В случае одобрения инициативы не переложат ли банки эти финансовые риски на добросовестных вкладчиков и кредиторов?
— Я уверен, что, если такое случится, банки будут хеджировать и эти риски. Каким образом? Сокращать проценты, вводить дополнительные требования к ним, чтобы не остаться в убытке.
— Как защититься от мошенников самому? Есть ли волшебная пилюля?
— Во-первых, я вижу один обнадеживающий симптом. Стало больше социальной рекламы, которая напоминает людям о банковских аферистах, о том, что надо быть бдительными. Чтобы люди включали «внутреннего разведчика» при звонках с незнакомых номеров, например. Это хорошо и правильно. Чем чаще людям будут говорить, что не стоит отвечать на звонки с незнакомых номеров, что есть «стоп-слова», после которых надо вешать трубку, тем лучше.
А общие рекомендации простые: не верить в чудеса. Их, к сожалению, не бывает. Второе — следить за новостями, за тем, что происходит в этой сфере. Тогда вас труднее будет провести сказками, например, о том, что принято решение «проиндексировать все вклады в банках в 10 раз». И третье — проверять всю информацию, овладевать навыками фактчекинга.
— Люди старшего возраста у нас не очень хорошо в этом смысле защищены и не очень хорошо работают с информацией.
— Да, к людям старшего возраста как раз относится рекомендация про то, что нужно давать «работу» мозгу. С возрастом наш мозг старается «закрыться», меньше воспринимает новую информацию и новое вообще. Этим, к сожалению, тоже часто пользуются мошенники. Поэтому надо стараться тренировать мозг, сохранять ясность ума.