ENG
Добавить в избранное
Инвестиции, Интервью, Технологии

Андрей Дынкин: «Инновации в текстильной промышленности делают ее привлекательной для инвестиций»

Пандемия изменила много конфигураций в экономике, благодаря ей, как ни странно, появились новые ниши на рынке. В том числе в текстильной промышленности и мы говорим не про производство масок. Казалось бы, в период экономического спада интерес к текстилю должен упасть, но произошло обратное: продажи отдельных видов цифрового оборудования для печати на ткани только выросли за 2020 год. В чем причина такого энтузиазма руководителей больших и малых текстильных предприятий и почему сегодня выгодно инвестировать в печать на тканях, «Инвест-Форсайту» рассказывает продакт-менеджер по текстильному оборудованию Epson Андрей Дынкин. 

— Тренд на локализацию производства, производство «по требованию» и оперативность поставок в текстильной промышленности заметно растет. Гибкость, умение подстроиться под любой заказ клиента теперь нужны всем, в том числе тем, кто печатает на ткани. В какой из способов печати сегодня предпочтительнее вкладываться: в сублимационный или прямой?

— Как и в любом бизнесе, здесь нет универсального решения. Многое зависит от задач, стоящих перед компанией, и от того, насколько грамотно она подойдет к выбору технологий, поиску своей ниши на рынке и обеспечению сбыта продукции. В Европе и США отрасль цифровой печати на ткани растет примерно на 15–20% в год, в России рынок только начинает развиваться. Пока у нас преобладают классические аналоговые технологии, в сегменте цифровой печати, безусловно, есть огромный потенциал для роста.

Согласно нашим данным, порядка 65% ввозимых машин — сублимационные принтеры. Несмотря на то, что сублимация применима в текстиле только для печати на синтетических тканях с высоким содержанием полиэстера, это не мешает технологии занимать доминирующую позицию на рынке.

Почему так? Она быстрее, проще и дешевле прямой печати. Более того, сублимация позволяет наносить изображения не только на текстиль, но и на различные предметы (со специальным покрытием, конечно), такие как кружки, панели, чехлы для телефонов, даже столешницы.

В любом случае все зависит от вектора развития бизнеса и финансовых возможностей компании. Если вы фокусируетесь на производстве спортивной или модной одежды из синтетических тканей на основе полиэстера, сублимация — однозначно ваш выбор. Если речь идет о хлопковых тканях, шелке и других натуральных материалах, то для прямой печати нет альтернативы, но надо понимать: уровень инвестиций и в технологии, и в оборудование будет гораздо выше для достижения уровня производительности, аналогичного сублимационной печати.

— Как велики на практике должны быть начальные вложения?

— Сублимационная технология работает, что называется, «из коробки»: оборудование можно поставить практически в офисном помещении и сразу же начать выпускать изделия хорошего качества. К сублимационному принтеру нужен только каландр или термопресс, в зависимости от того, на какую поверхность вы собираетесь переносить изображение — на ткань или чашки, тарелки и другую «сувенирку». Стоимость набора оборудования стартует с отметки около 70–80 тысяч рублей за формат А4; часто такой комплект техники можно встретить в киосках и точках продаж. Можно при таком уровне вложений печатать и футболки, но только имеющие внешний слой или полностью состоящие из полиэстера белого цвета.

Компании, которые производят спортивную одежду и в целом больше специализируются на печати по текстилю, используют уже не термопресс, а более серьезное оборудование — рулонный каландр большого формата. Если говорить о комплекте оборудования для печати небольших партий спортивной и модной одежды, можно уложиться в сумму до 1 млн рублей. Комплект для печати средних объемов (до 5000–7000 м2/месяц), например на базе принтера Epson SureColor SC-F9400, обойдется примерно в 3–5 млн рублей, в зависимости от дополнительного оборудования. В этом случае вы сможете изготавливать продукцию уровня премиум с возможностью использования флуоресцентных цветов. Причем можно заранее предусмотреть дальнейшее развитие бизнеса, то есть установить для начала один принтер и один каландр, но рассчитанный на обслуживание нескольких принтеров, а затем только докупать принтеры по мере роста потребности.

Что касается прямой печати по натуральным тканям, в России рынок сильно отличается от мирового: у нас огромная доля оборудования начального уровня (с невысокой производительностью), серьезных промышленных комплексов, таких как Epson Monna Lisa для прямой печати по ткани, очень мало.

Есть еще прямая печать на готовых изделиях — тоже удобная технология, работающая «из коробки»: один небольшой принтер и один термопресс. Технологию используют в основном для производства сувенирной продукции: футболок, кепок, сумок и т.д. Кстати, в пандемийный год спрос на текстильную печать не изменился: было поставлено столько же принтеров для прямой печати, сколько и в 2019 году. Полный комплект оборудования для прямой печати по готовым изделиям потребует относительно небольших вложений — от 1,5 млн рублей.

— Чем объяснить то, что многие цифровые типографии, занимающиеся печатью на ткани, даже печатью фотосувениров, «выстрелили» как раз в прошлом году, когда людям, на первый взгляд, было не до обновок?

— Сложно прокомментировать причины изменений в потреблении товаров подобного рода, но можно предположить, что в связи со ставшим привычным дистанционным форматом работы у людей появилось больше времени, чтобы заниматься, например, спортом, значит им понадобилась спортивная одежда, ткань для которой как раз запечатывается на сублимационных принтерах. Люди работали из дома: вполне естественно, кому-то захотелось обновить интерьер или гардероб. Поэтому домашний текстиль — еще одно популярное направление в печати на тканях.

Внезапно точкой роста стали наши новые принтеры с флуоресцентными чернилами, хотя ожидалось как раз обратное: предполагалось, что вырастет спрос на предельно дешевое оборудование, а предприниматели сделали ставку на инновации, новые возможности и качество. Новые принтеры с флуоресцентными чернилами, печатающие яркими и сочными цветами, «загорающимися» в солнечном свете, предназначены для печати премиум-продукта. Именно эти модели оказались максимально востребованными: за полгода их приобрели столько же, сколько установили предшествующих моделей за весь 2019 год. У небольших компаний появилась возможность открыть для себя новые сегменты рынка, для работы в которых требовалось закупать гораздо более дорогое промышленное оборудование.
Большой спрос наблюдается и на оборудование для прямой печати на готовых текстильных изделиях — футболках, майках, сумках и т.д. , несмотря на сокращение количества публичных мероприятий. Сейчас заметно, как оживает этот сегмент рынка: пик продаж таких принтеров пришелся на месяц после выставки «ИНЛЕГМАШ», прошедшей в марте 2021 года.

— С чего проще начать цифровой текстильный бизнес, с какой модели?

— На мой взгляд, если нет производственного опыта, проще начать с нанесения печати на готовые текстильные изделия и производство рекламно-сувенирной продукции. Это, наверное, самый простой и доступный с точки зрения вложений в оборудование бизнес. Минимально нужен один «футболочный» принтер, один небольшой сублимационный, например формата А4, и два термопресса: один для кружек, другой — для футболок и сумок. Также пригодится оборудование для нанесения праймера (служит для более стойкого и качественного нанесения чернил на ткань). Освоив этот уровень, можно уже двигаться дальше.

Говоря же о более производительных и серьезных решениях для сублимации и рулонной печати, самый простой, но при этом самый низкомаржинальный способ заработать — печать ткани на заказ, из рулона в рулон. Для него, по большому счету, нужны только широкоформатный сублимационный принтер и каландр. С одной стороны, удобно: отпечатали ткань, отгрузили заказчику — и голова не болит, как и что шить из нее, где продать готовые изделия…

Но такая модель очень уязвима: даже если есть постоянные клиенты, стабильность бизнеса может свести на нет любой внешний фактор, например удорожание сырья. Если компания зарабатывает на объемах, колебания цен на сырье и расходные материалы очень опасны, а чтобы обеспечить существенные объемы и доход, нужны либо несколько сублимационных принтеров, либо один, но уже промышленный, а это дорогое удовольствие.

Поэтому подавляющее большинство компаний наших клиентов, если ориентироваться на метраж ткани, печатает сублимационным способом не так много, а сами производят готовую продукцию (одежду, текстиль домашний или рекламный) и максимально зарабатывают на этом. Можно компоновать несколько заказов в одно печатное задание — это удобно и выгодно при большом количестве коротких заказов. Они печатаются один за другим и сразу же отправляются на пошив. Такой бизнес гораздо меньше подвержен рискам из-за внешних факторов и цен на сырье. В то же время нужны большое помещение, швейный цех, раскрой, подготовленный персонал.

— Перед всеми руководителями рано или поздно встает кадровый вопрос: хватает ли специалистов для такого бизнеса? 

— Вот поэтому сублимация так и популярна, что технологически она довольно проста. Да, нужен технолог, который понимает, как подобрать режимы, расходники, толщину бумаги, но в целом данное направление не требует особых компетенций. Поставщики оборудования тоже помогают: выпускают обучающие ролики, не просто поставляют принтер, но и запускают его вместе с клиентом, проводят тренинги для операторов. После обучения практически любой человек, даже без полиграфического образования, сможет обслуживать два-три сублимационных принтера. На малых предприятиях часто весь штат и состоит из двух-трех человек — так многие начинают.

Если компания занимается еще и пошивом готовых изделий, нужны швеи. Найти качественный персонал для швейного цеха уже сложнее, об этом наши клиенты часто говорят и в Москве, и в регионах. С прямой печатью на готовых изделиях (футболки и т.д. ) тоже все относительно просто.

Промышленная прямая печать по текстилю — уже совсем другая история: там 4 вида чернил для различных видов тканей, которые часто требуют специальной подготовки, здесь нужны уже специалисты совершенно другого уровня. Индустриальное оборудование прямой рулонной печати по текстилю — это большие машины и большие объемы, они стоят сотни тысяч долларов, как и вспомогательное оборудование. Это технологически крайне сложный продукт, а опыт и знания накапливаются годами. Но и производственные возможности гораздо шире.

— Что нужно знать начинающему бизнесмену о рынке тканей и бумаги?

— Важно разбираться в качестве и стоимости сырья, которые важны для любого бизнеса. Печать по ткани — не исключение. Причем неважно, прямая ли это печать на натуральных тканях или сублимационная — на синтетических. Если мы говорим о прямой печати на хлопковых футболках, от качества самой ткани зависит практически все. Важно качество волокон, их плетение, наличие добавок. Если футболка мало пригодна для цифровой печати, увы, добиться качественного изображения и его стойкости к износу будет невозможно. Сублимация более «всеядна» в плане качества ткани, но и тут надо уметь подобрать правильную бумагу для переноса изображения: она должна быть нужной толщины и с определенными свойствами. От этого напрямую зависят качество, скорость и себестоимость печати. Другой важный компонент качественной печати — чернила. Мы рекомендуем не экономить на них и использовать оригинальные.

— Они значительно дороже?

— Дороже, но значительно проще в деле, потому что оригинальные чернила стабильны от партии к партии — это всегда гарантированно один и тот же цвет. Оригинальные чернила не окажут негативного влияния на дорогостоящие компоненты принтера, чего нельзя гарантировать при совместимых чернилах.

Есть два вида принтеров на рынке: открытые, «незачипованные», туда можно лить любые чернила, и закрытые, где программное обеспечение, печатающие головки и чернила — компоненты одной экосистемы, которая гарантирует стабильно высокий результат. Если один из компонентов, например чернила, заменить на неоригинальные, то и система разрушается; проще тогда сразу купить бюджетный принтер и «лить» в него неоригинальные чернила, но о гарантиях высокого качества и стабильности тогда уже говорить не будем.

В чем преимущество оригинальных сублимационных чернил? Они имеют высокую насыщенность пигментации, что позволяет снизить их расход по сравнению с неоригинальными, при использовании которых расход обычно увеличивается для достижения такой же насыщенности цветов.

Можно выбрать любой типовой макет, отпечатать его в режиме требуемого качества на нескольких принтерах и сравнить результат, сопоставив стоимость чернил, их фактический расход и качество отпечатка. Также важно помнить: чернила составляют лишь порядка 10% от всех расходников. Если вы выберете те, которые на 20% дешевле оригинальных, это снизит себестоимость печати всего на 2%. При этом даже минимальный брак может свести всю экономию на нет. Причем сначала будет страдать качество, а затем просто придется платить за дорогостоящий ремонт. Но пока, к сожалению, эффективность зачастую оценивается исключительно в долларах за литр.

Еще одно важное преимущество оригинальных чернил — безопасность и экологичность. Оригинальные чернила Epson имеют международные сертификаты, подтверждающие безопасность отпечатков, выполненных такими чернилами, для взрослых и детей.

— От чего зависит, сколько держатся чернила, например на футболке: от ткани, чернил, способа печати?

— В прямой печати по готовым текстильным изделиям важна каждая деталь. Ошибка в любом компоненте может снизить качество конечного продукта. Важно качество ткани, важен и праймер — это химикат для подготовки ткани к печати: нельзя просто так нанести чернила на цветную ткань, они «провалятся» в нее. Оператору нужно найти оптимальный баланс между яркостью изображения и его устойчивостью к стирке. Также важно подобрать правильные температурные режимы. И, безусловно, оригинальные чернила имеют более высокую стойкость. В сублимации механический износ изображения минимальный, поскольку волокна, по сути, прокрашиваются изнутри.

— Можно ли сказать, что цифровая печать на тканях небольшими партиями — это драйвер развития экономики регионов?

— Безусловно, один из драйверов. И в России, и в мире происходит перевод процессов из аналоговой печати в цифровую, оптимизация производства, отказ от больших складов, от необходимости держать большие запасы. Многие модные бренды, которые традиционно планировали производство текстиля на несколько месяцев вперед и делали всю продукцию в Китае или Индонезии, а потом везли в свою страну и долго продавали в магазинах, сейчас всё оптимизируют и производят сами продукции ровно столько, сколько нужно, чтобы удовлетворить актуальные потребности региона. Это очень серьезный драйвер, подстегивающий рост собственного цифрового производства.

Второй момент — одежда на заказ и быстрая мода. В современном мире с активным развитием электронной коммерции можно печатать текстиль на заказ, поскольку интерес аудитории к какому-то определенному дизайну меняется чуть ли не мгновенно по меркам производства. Поэтому выгоднее не запасать большие объемы продукции, а создавать ее под конкретную актуальную «быструю моду». По этим принципам работают крупные компании уровня Amazon — там это фактически на поток поставлено: товар производится непосредственно под заказчика. Хорошо, что эти технологии набирают обороты и у нас.

Беседовал Константин Фрумкин

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья