ENG

Перейти в Дзен
Интервью, Стартапы

Антон Гизатуллин: В металлургии нельзя говорить инновациям «подождите»

Крупные металлургические компании традиционно предпочитают работать с инновациями в закрытом режиме, в тишине внутренних R&D-отделов. Подход более чем обоснован — металлургия остается одной из наиболее конкурентных отраслей мировой экономики, а новые продукты и технологии здесь являются чуть ли не решающим стратегическим преимуществом в борьбе за клиента. Но ситуация кардинально меняется — без масштабной и слаженной работы с идеями отрытого рынка, прежде всего со стартапами, сохранить глобальное лидерство становится практически невозможно. Шаг навстречу открытому поиску новых решений на глобальном рынке для запуска на производстве сделала Группа ЧТПЗ. Одна из ведущих промышленных групп металлургического комплекса России запустила совместный акселерационный проект с GenerationS, платформой корпоративных инноваций от «Российской венчурной компании» (АО «РВК»). Соглашение о сотрудничестве подписано в декабре 2019 года на форуме «Глобальное технологическое лидерство» в Сочи. Эксперты Группы ЧТПЗ и GenerationS оценят и отберут до 30 стартап-проектов, 15 из которых попадут в акселерационную программу. О том, зачем крупной корпорации нужен свой акселератор и какие решения Группа ЧТПЗ рассчитывает найти с его помощью, «Инвест-Форсайту» рассказал начальник управления новых видов продукции Группы ЧТПЗ Антон Гизатуллин.

— Антон, скажите, пожалуйста, зачем крупной промышленной компании нужен акселератор?

— Запуск акселератора мы воспринимаем как дополнительную возможность для развития. Группа ЧТПЗ — компания, зарекомендовавшая себя как новатор на мировом рынке производителей трубной продукции.

Наша цель — создание инновационных и персонализированных товаров и услуг для наших клиентов.

С помощью акселератора мы еще сильнее фокусируемся на инновациях. В настоящее время все работы в области R&D ведутся полностью собственными силами. Поиск стартапов — отличная возможность охватить как можно больше ноу-хау.

— Могут ли крупные компании в работе с инновациями обойтись без привлечения стартапов?

— Многие так и поступают. Работа со стартапами, на мой взгляд, — это показатель уровня развития корпоративной культуры, не каждый готов открываться и рассказывать о текущих проблемах и с нуля изучать новые подходы к их решению. Компании необходимо пройти определенный период эволюции, даже у нас этот процесс еще не завершен. Акселератор ЧТПЗ — наш первый подобный опыт, компания в начале пути, и нам многому еще предстоит научиться.

— А выжить без стартапов, без инноваций получится? 

— Жить, конечно же, могут. Но вопрос в том, что ожидает их в будущем. Все понимают, насколько динамичен рынок, и от того, как компания откликается на его вызовы, зависит ее устойчивость в долгосрочной перспективе. Если сегодня говорить инновациям «подождите», вряд ли завтра или когда-нибудь компания добьется первенства на рынке.

— Как возникла идея запуска собственного акселератора? 

— Идея родилась «внутри». Мы тщательно исследовали рынок, изучали тему, анализировали опыт компаний, которые помогают в создании акселератора, и поняли, что этот проект создает дополнительные конкурентные преимущества, поэтому решили воспользоваться возможностью. Сформировали техническое задание, предложили его рынку и по итогам тендера выбрали платформу по развитию корпоративных инноваций GenerationS.

— Трудно было решиться на запуск?

— Вы не поверите, но обсуждение с генеральным директором заняло не более пяти минут. Он сразу сказал: «Давайте делать».

— Почему компаниям сложно открыто говорить о существующих недоработках в производстве?

— На нашем рынке очень много закрытой, конфиденциальной информации, раскрытие которой может обернуться множеством самых разных последствий, особенно это касается инноваций. Поэтому все крупные металлургические корпорации развивают внутренние R&D-институты, а работу с новыми технологиями извне им очень тяжело начать.

— Какие рассматриваете сценарии работы со стартапами?

— Сейчас мы только учимся работе со стартапами, это наш первый опыт. От наших партнеров GenerationS мы ожидаем предложения по форматам взаимодействия с открытыми инновациями. Уверен, что их у нас будет несколько. После первой очной встречи с командами мы увидели разную степень готовности проектов: у кого-то уже есть готовое к внедрению решение, кому-то еще требуются существенные доработки. Мы обязательно будем учитывать, готов ли стартап адаптироваться под наши запросы, а также хотим узнать, как они видят работу с нами. Если говорить о том, как будет проходить процесс работы, то после совместной доработки проектов это будет запуск пилота на одном из предприятий Группы ЧТПЗ, возможно, оплачиваемый. Схемы взаимодействия могут быть абсолютно разные — все зависит от направлений работы.

— У вас уже был опыт работы со стартапами?

— К нам приходили команды, чьи решения мы тестировали, но в производство они не внедрялись — не тот масштаб. Для успешного запуска нужна более широкая воронка. А главное — не было правил игры. Когда в компанию приходили с абстрактной идеей, мы просто не знали, что с ней дальше делать, даже понимая, что у решения могут быть перспективы. Это процесс, с которым надо учиться работать. Мы показали, что готовы, и запустили акселератор.

— Какие решения ожидаете увидеть в рамках акселератора?

— Прежде всего мы хотим понять, какие инновационные продукты, актуальные для трубной отрасли, можно протестировать для дальнейшего запуска на производстве. Наиболее быстрый эффект от апробации обе стороны могут получить, работая в направлении «Новые продукты и материалы». Мы постоянно ищем идеи для расширения номенклатуры товаров. Второй фокус — это продукты-заменители традиционных стальных труб, которые могут в перспективе стать их полноценными конкурентами, или инновационные покрытия для труб. Также нам интересны решения в области машинного зрения для контроля над действующим производством, которые способны повысить его внутреннюю эффективность. И, конечно же, решения в области экологии и энергосбережения.

— В конце февраля состоялась первая очная презентация проектов. Какие стартапы понравились?

— Обратила на себя внимание компания, развивающая технологию снижения содержания нефтепродукта в окалине металлургических производств. Ее решение находится в высокой стадии проработки. Есть готовый проект и у другой команды — они разрабатывают коагулянты, которые помогают разделять и утилизировать нефтяные и масляные эмульсии. Пока я не увидел идей новых продуктов и новых технологий для нашей компании. Но все предложения стартапов, которые мы заслушали, выглядят жизнеспособными, и что-то найти можно. Будем прощупывать рынок дальше.

— Зарубежные проекты смотреть планируете?

— Да, мы обязательно будем изучать и зарубежные проекты. Когда мы запускали акселератор, то понимали, что на российском рынке, скорее всего, не найдем инновационных продуктов или материалов; кстати, сейчас видим этому подтверждение. Мы постоянно общаемся с конкурентами, профильными институтами, своими клиентами по программам сотрудничества, поверьте, такие инновации не проходят мимо. Открывая акселератор, мы знали, что хотим выйти за пределы России и попробовать найти что-то за рубежом. Нам интересен опыт иностранных компаний, их видение инноваций. Не секрет, что передовое металлургическое оборудование производят в странах Европы, они диктуют рынку, как будет развиваться отрасль. Это не хорошо и не плохо — это данность, с которой пока приходится жить. Поэтому мы хотим посмотреть, оценить и примерить на себя новые идеи, в том числе из-за рубежа.

Беседовала Ольга Блинова 

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья