ENG

Перейти в Дзен
Регионы / Мнение

Артем Артемьев: «Иногда дешевле модернизировать советский станок»

В середине нулевых годов магнитогорский предприниматель Артем Артемьев получил известность как создатель производства спортивных гирь, гантелей и других снарядов для тяжелой атлетики. Каждая вторая гиря в руках российских спортсменов вышла из цехов Артема. К настоящему времен ему удалось перейти к производству более сложной продукции — разнообразных спортивных тренажеров, в том числе уличных. Они сегодня стоят в сотнях российских городов. «Инвест-Форсайт» беседует с создателем компании Iron King о том, тяжело ли создавать в России сложное производство.

Основатель компании Iron King Артем Артемьев
Основатель компании Iron King Артем Артемьев

Путь спортсмена

— Итак, как почему вы занялись именно спортивным инвентарем?

— Я занимался силовым троеборьем в старших классах школы, тема спорта мне была известна. Потом, когда в институте учился, тоже занимался спортом. Один из видов бизнеса, который появился у нас с будущей женой в 1998 году, — магазин спортивных товаров в городе Магнитогорск. Я увидел, что очень мало производителей качественного спортивного железа, и решил заняться производством. Начал в 2000 году, потом в 2001-м образовался завод спортивного железа, производили обрезиненные диски для штанг и гантелей. Я тогда как раз заканчивал 5-й курс университета по специальности «Учитель русского языка и литературы».

— А откуда вы взяли первые инвестиции на бизнес?

— Надо сказать, я занимался бизнесом со школы: еще в сельской школе поселка Волковский Челябинской области. Я делал фотографии на Polaroid для односельчан, сдавал в комиссионку товары из других городов. Потом показывал видеофильмы, а в старших классах занимался шкурами рогатого скота: принимал их, обрабатывал, продавал. В принципе, войдя этот бизнес, я заработал себе на машину, мог бы купить автомобиль. Потом у меня был магазин ритуальных принадлежностей, его я уже на первом курсе института открыл.

— Как же вас занесло в такую область, как ритуальные принадлежности?

— А я увидел, что в Магнитогорске знакомые этим бизнесом занимались, а в Верхнеуральске такого не было. Потребность-то в них была. Этим три года занимался, потом с супругой открыли спортивный магазин, поэтому какие-то деньги потихоньку накапливал. Ну и для открытия производства взял кредит в банке. Мы начали производить железо. В 2006 году мы создали марку «Уральская гиря», которая сейчас один из мировых лидеров производства; фактически мы создали новый стандарт соревновательных гирь. После того как мы его создали, мировые рекорды выросли, потому что наш снаряд был уникальный: спортсменам удобнее на нем заниматься. Уже в 2011 году решили заняться тренажерами.

— Почему?

— В производстве штанг и гирь места для инновации не так уж и много. А в тренажерах есть где проявить творческий подход, предложить что-то новое, поэтому тренажеры нам нравятся. Для того чтобы заниматься их производством, мы выкупили площади бывшего ремонтного завода в Верхнеуральске, фактически нам достались только стены и крыши бывших производственных цехов. Там раньше было большое предприятие. Это что касается помещения. У нашей предыдущей производственной площадки, на которой мы делали гири, кроме условно дешевых площадей, преимуществ не было. А в Верхнеуральске, поскольку это районный центр, сравнительно большая численность населения, проще с кадрами, а инженерные кадры у нас из Магнитогорска. Обычно ездят на работу в крупные города из небольших, а у нас — наоборот.

— Но ведь по сравнению с отливкой гирь производство тренажеров — это совсем иной уровень технологий!

— Что касается технологий: не сказать, что они сложнее, просто другие. Я сам активно езжу по разным выставкам, в том числе зарубежным, и изучаю их. Технологии по обработке металлов и по работе с листом стальным и трубой у нас уже были, мы ведь производством занимались и для другого производства делали штампы и пресс-формы. Но для нового предприятия, конечно, привлекали специалистов: кого-то на временные проекты, кого-то на постоянной основе. Создали конструкторский отдел.

Тренажеры и инвестклимат

— Насколько велика конкуренция на рынке тренажеров?

— Основных производителей не так уж и много — около пяти. Конкуренция, естественно, между нами есть, но главный конкурент — конечно, Китай. Я там был на многих заводах, там принципиально проще заниматься производством, потому что сама система на это настроена. И комплектующие дешевле, и с кадрами проще. Впрочем, есть другой тип конкуренции. Это гаражные производители, которые, не имея серьезного опыта, делают красивую страницу в интернете или вообще выступают только перекупщиками. С их стороны есть и добросовестная конкуренция, она наблюдается на рынке спортивных площадок, то есть уличного оборудования. Потому что там происходят закупки по закону 44-ФЗ, согласно которому необязательно быть производителем, и мы видим, что на тендерах очень часто цена падает на 50%, даже в некоторых случаях на 60%. Понятное дело, потом возникают большие проблемы с поставкой оборудования: качество при такой цене не обеспечить. Но подобных поставщиков качество совершенно не волнует. Каждый раз образуют новую компанию, делают поставку и отказываются от оперативного обслуживания. После поставки оборудования их взаимоотношения с клиентом заканчиваются.

— Вы как бизнесмен получаете помощь от государства?

— Поддержка для производственников есть, но негативно сказалось то, что основные виды производства не были признаны отраслями, пострадавшими от пандемии. А до этого был отнюдь не маленький объем помощи. И программы поддержки были вполне рабочие. Например, мы брали кредит на развитие производства под 8,5%. Однако, например, взять кредит по льготной ставке у нас не получилось: требовалось личное поручительство, я от этого отказался.

— А национальная программа «Спорт — норма жизни» — это помощь вашему бизнесу?

— К сожалению, на следующие годы денег на эту программу запланировано меньше. Но она предполагала создание объектов спортивной инфраструктуры — это, конечно, очень важный рынок. Вообще, наши уличные тренажеры стоят в 800 площадках, ну и примерно 160 из них установлены в рамках этой программы.

— Можно ли говорить об инновационной составляющей вашего производства?

— Мы многое можем делать сами. Например, покупаем старое советское оборудование, где хорошее «железо» (станина, основные детали), ставим на него новое ЧПУ, новые приводы и таким образом экономим. Кроме того, когда встал вопрос о покупке оборудования для производства тренажеров для кроссфита, был вариант приобрести итальянский станок, который стоит 80 тыс. евро. Нам показалось, это много, тогда мы взяли и модернизировали надежный советский станок. Поставили на него компьютер, автоматизировали опускание шпинделя и перемещение детали и решили задачу универсально в широком диапазоне. Он стоил 500 тыс. рублей, а решение получилось даже лучше. Потом мы на это решение получили патент.

Активно вкладываем в производство, например провели газ. Следим постоянно за издержками, за энергоэффективностью. У нас люди есть, которые занимаются НИОКР. Их задача — постоянно следить за перспективой, они нацелены на то, чтобы выводить на рынок новые продукты. Мы впервые в России наладили производство уличных кардиотренажеров, велотренажеров, эллипсоидов с изменяемой нагрузкой. Кроме нас, сейчас в России этого никто не делает.

Фото: ironking.ru
Фото: ironking.ru

Беговая дорожка в Европу

— Каковы перспективы развития вашей компании?

— У нас есть новые линейки продукции. Мы улучшаем оборудование, которое есть, нацеливаем его на экспорт, на работу в первую очередь на европейском рынке. Опять же, бывал там неоднократно, видел, что предлагают другие поставщики, и уверен: в следующем году мы будем работать на рынке Европы. Ведь там уже работают производители из Украины, Польши. Там много производителей и чуть получше поддержка производства, но работать можно. Мы будем работать над тем, чтобы наш продукт соответствовал всем мировым стандартам. Ну а наши конкретные планы можно будет узнать на отраслевых выставках или когда мы будем презентовать новую линейку продукции к следующему спортивному сезону.

— Для развития нужны инвестиции?

— В первую очередь мы вкладываем собственную прибыль, также активно работаем с Фондом развития промышленности, лизинговыми компаниями, получаем у них оборудование.

— Увеличивается ли спрос на уличные тренажеры в условиях пандемии?

— Конечно, ведь на улице тренажеры априори стоят на расстоянии друг от друга. И заказов на них стало больше, чем в прошлом году, процентов на двадцать.

— А какие уличные тренажеры пользуются наибольшей популярностью?

— Кардиотренажеры. Не везде есть дорожки, где можно побегать, а велотренажеры, эллипсоиды — на них каждый может заниматься. Это у пенсионеров очень популярная тема. Cиловые тренажеры тоже популярны. Турник такая вещь, что подготовленные ребята там занимаются, делают красиво упражнения, но у других это вызывает раздражение, потому что для турника, чтобы на нем заниматься полноценно, нужна подготовка. А силовые тренажеры — очень удобная штука, ты ставишь нагрузку под себя и загружаешь определенную группу мышц. Они популярны среди мужчин самого разного возраста — от молодежи до пенсионеров.

— А в фитнес-залах что больше всего пользуется спросом?

— В зависимости от формата зала. В основном беговые дорожки, велосипеды, тренажеры для гребли… Но 80% из кардио — это беговые дорожки. Мы еще делаем тренажеры для физиотерапии, для реабилитации. Наша философия заключается в том, что и в парках, и в фитнес-центрах, если бабушка приходит с внуком, надо, чтобы и она позанималась, и внук, и это все должно быть безопасно и интересно. В залах должны заниматься люди любых возрастов и физической комплекции, поэтому есть отдельное направление — уличные тренажеры для детей и отдельное — уличные тренажеры для инвалидов.

Беседовал Константин Фрумкин 

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья