• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Инвестклимат, Мнение

«Атланты» говорят: куда инвестировать в России

Какие отрасли в российской экономике остаются перспективными для инвестиций, несмотря на санкции, а также насколько в условиях внешних ограничений стало тяжелее работать российским предпринимателям? С такими вопросами «Инвест-Форсайт» обратился к «атлантам» российского бизнеса. Все они собрались в Москве на 3-м бизнес-форуме «Атланты-2018», в том числе чтобы поделиться собственными рецептами успеха – именно проектирование будущего стало главной темой российского бизнес-мероприятия, собравшего более 3000 бизнесменов и предпринимателей со всей страны.

Рубен Варданян, социальный предприниматель, венчурный инвестор и партнер «Атлантов»

– Если говорить о долгосрочном инвестиционном фокусе в 25 лет, это, конечно же, образование, здравоохранение, в целом все, что связано с человеком, созданием для него очень удобной жизни и сохранением собственного «я». Что касается текущих возможностей, сегодня на рынке немало интересных активов, доступных, и есть потребность в инвестициях. Сейчас в России рынок покупателя, покупатель может инвестировать в очень интересные активы. Правда, существуют и риски, надо понимать, что могут произойти очень серьёзные катаклизмы, в том числе санкционные. Так что сферы для инвестирования – это вопрос горизонта планирования и рисков.

У меня есть два инвестиционных портфеля, один из которых связан с получением дохода: это вложения в недвижимость, технологии, перевозки, в создание интересных новых продуктов. И есть инвестиции, связанные с изменением важных процессов в обществе. Например, инвестиция в Tax Free была по размеру небольшой, но мы с Михаилом Куснировичем очень много потратили усилий, чтобы в Россию пришел TaxFree, чтобы в стране было больше туризма. Это было не просто коммерческое инвестирование, а ещё и желание что-то изменить. Так что это две разные корзины, и вторая – это, скорее, импакт-инвестиции, когда инвестиции имеют социальный эффект.

Марк Курцер, генеральный директор группы компаний «Мать и дитя»

– В медицину очень, очень интересно инвестировать. Может быть, не так интересно, как в природные ресурсы, в энергоносители, а мы в своем бизнесе чувствуем инфляцию, потому что вынуждены покупать импортное оборудование, у нас есть валютная составляющая, а услуги мы продаем за рубли, но все равно выгодно, все равно имеет смысл. Можно выгодно инвестировать, скажем, в низкомаржинальные медицинские услуги в месте фактического проживания населения, как, например, проект «Доктор рядом», это может быть очень востребовано. Также очень выгодно вкладывать в уникальные методики, когда вы являетесь лидером мнений, выдающимся экспертом, это тоже очень выгодно. Но если вы не являетесь таковым, а просто купили оборудование и нанимаете людей, которые будут лечить, уйдут годы, чтобы население, пациенты привыкли и понимали кто вы.

Роль искусственного интеллекта в поисковых системах, медицинских интернет-сервисах будет иметь очень большое значение. До конца представить, какое место займет искусственный интеллект в медицине, сейчас сложно, но везде, где можно заменить субъективные оценки, индивидуальный подход, где будут более высокие скорости обслуживания, где появятся пациенты, которые будут понимать сильные и слабые стороны ИИ, он сыграет свою роль. И всех победит телемедицина – мы тоже инвестируем в это направление: есть компания Doсtis, я в нее вкладываю.

Владимир Чирахов, генеральный директор компании «Детский мир»

– Конечно, будет развиваться направление детских товаров. Кризиса сейчас на рынке детских товаров нет: он, само собой, не растет, но и не падает, рынок стабилен. Мы как один из крупнейших инвесторов в отрасль тратим порядка 2-3 млрд рублей ежегодно, инвестируя в новые магазины, в системы дистрибуции, информационные системы, что позволяет нашей компании развиваться и развивать рынок детских товаров. В том числе мы инвестируем в онлайн-направление, оно растет, темпы роста – 100% год к году, и если смотреть последний квартал, то в выручке на онлайн-продажи приходится 9%. Интересен также рынок товаров для животных – мы планируем открыть первые зоомагазины до конца года.

Андрей Мовчан, генеральный директор Movchan Consulting, директор программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги

– С точки зрения направления для инвестирования самая проблемная вещь сейчас – то, что в мире много денег. Изобилие денег делает все отрасли менее эффективными, ведь когда денег очень много, норма прибыли падает. Данная ситуация будет сохраняться в течение долгого времени. Кроме того, в России для инвесторов сегодня очень высоки риски. Во времена высоких рисков есть две отрасли, которые особенно интересны: криминальный бизнес и работа с государством.

Если же говорить всерьез, то для инвестиций интересны все отрасли, в которых активы не формируются на территории России, т.е. все, что мобильно и гибко – разработка программных продуктов, высокая наука, экспорт технологий, дизайна. Это эффективно и это будет работать. Все, что более ригидно, во что нужно долго и много инвестировать, все, что сегодня требует расходов, а завтра не факт, что принесет доход, будет хуже работать. При этом у России нет шансов привлечь иностранные инвестиции, в том числе это касается и Китая. У Китая в год торговый оборот составляет триллион долларов, а с нами – $60 млрд.

Владимир Седов, основатель компании Askona

– Последние 10 лет в мире все глобально меняется, на первую роль выходит человек, его интересы. Очевидно, что человек стал жить лучше, он хочет жить дольше, у него появилось много потребностей, которых раньше не существовало. Их количество, запрос на них постоянно растет. Поэтому для вложений интересно все, что направлено на развитие человека, на создание у человека новых возможностей (как для индивидуума, так и для его семьи). Все такие вложения обречены на успех. Конечно, в России тяжело развивать бизнес, но так было всегда. Да, тяжело, но интересно. С другой стороны, уровень конкуренции в очень многих отраслях все ещё достаточно низкий, есть много отраслей, которые позволяют, даже не имея опыта, и выжить, и добиться успеха! Это такой протектор, который защищает бизнес лучше, чем таможенная пошлина. Где высока конкуренция? Производство автомобилей, производство напитков, молочная промышленность, табачная. А в остальном – можно что угодно развивать. Я бы вообще хотел заняться производством оружия.

И, конечно, надо учитывать, что сегодня все сферы жизни идут к автоматизации и роботизации, это однозначно, осталось дождаться лишь выхода качественного искусственного интеллекта и революция произойдет. В ближайшие 5 лет мы увидим совсем другой мир вокруг нас, это страшно, но интересно!

Борис Бобровников, основатель компании КРОК

– Чтобы ни происходило в стране, несмотря ни на какие кризисы, всегда будет ИТ-рынок. ИТ-рынок не может быть нулем, он может стать меньше или больше, но все равно это какое-то количество сотен миллиардов рублей. А значит, их можно зарабатывать. В кризис как раз нужно уметь делать бизнес, именно в кризис появляются новые технологии, которые дают конкурентные преимущества. Поэтому это замечательное время, которое можно и нужно использовать. Нужно ли инвестировать в российское «железо», российскую операционную систему, может ли быть в России независимое, свое ИТ? Не надо изобретать велосипед, надо сконцентриваться на том, куда на этом велосипеде ехать и зачем – это важнее. Нужно перестать заниматься собственным путем, давайте посмотрим, что делает цивилизованный мир, и приложим это к нам с той или иной степенью успешности.

Сейчас одно из самых многообещающих направлений – цифровизация промышленности, Индустрия 4.0 – тренд ближайших десяти лет, и если производство хочет быть конкурентным, оно должно перейти в «цифру». Речь не идет о том, что надо перестать выплавлять металл – просто «цифра» снизит издержки при производстве металла.

Препятствие для цифровизации промышленности в России – только мозги владельцев компаний. Если они решат, что пора, то немедленно все сделают. Это не вопрос денег, это вопрос мозгов. Если есть мозги, вы найдете деньги. Можно, например, меньше тратить, если вы крупная компания; даже 10% экономии на расходах – огромные деньги. Крупный бизнес имеет огромный потенциал сокращения расходов за счет изменения бизнес-процессов. Конечно, санкционные истории нам мешают с точки зрения диджитализации промышленности, но не сильно, они больше касаются оборонки. Всегда есть возможность взять продукт Южной Кореи, Японии, Индонезии, которые по-другому смотрят на политику санкций.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»