Menu
Технологии

Автосервис на диване

Перспективные инновационные стартапы в сфере автомобильного обслуживания

© Андрей Попов / Фотобанк Лори

Использование интернета позволяет нам ежедневно решать множество задач в самых востребованных сферах жизни — получать образование, совершать покупки, организовывать свой отдых и развлечения и даже получать первичную диагностику заболеваний. Один клик мышкой — и практически любая проблема может быть решена. Люди стали меньше суетиться и научились экономить своё время. В числе онлайн-инструментов уже привычным явлением стали различные сайты-агрегаторы — будь то покупка авиабилетов, туристических путевок, одежды и даже автомобилей. В последнее время набирают популярность агрегаторы автосервисных услуг, призванные решать простую задачу — сделать процесс ремонта и обслуживания автомобиля проще и выгоднее как для автовладельцев, так и для автосервисов.

Продажи новых автомобилей в России стремительно падают не первый год — по прогнозам PwC, согласно итогам 2016 года, они сократятся примерно на 14%, или до 1,1 млн машин. К причинам падения можно отнести: слабый потребительский спрос, рост цен в связи с нестабильным курсом валют и переориентация россиян на вторичный рынок, в связи с чем неизменно увеличивается срок использования подержанных транспортных средств. В прошлом году, когда экономика страны была более стабильной, жители Российской Федерации расставались со своими авто быстрее — в среднем на два месяца раньше. В нынешних же экономических условиях потребители стали руководствоваться пословицей «старый конь борозды не испортит», а срок владения автомобилем существенно увеличился. Пока экономическая ситуация не стабилизируется, этот тренд будет сохраняться.

Вместе с ростом цен на новые автомобили повышаются и цены на сервисные услуги, из-за чего автовладельцам становится невыгодно обслуживаться у официальных дилеров. В целом старение автопарка выгодно для сервисных и ремонтных мастерских, а также для производителей запчастей — чем старше автомобили, тем чаще они ломаются и требуют более сложного технически и дорогостоящего ремонта. А вот дилеры остаются в проигрыше — по крайней мере, в России. Не секрет, что по истечении гарантийного срока большинство автовладельцев в дальнейшем делают выбор в пользу независимых автосервисов, невзирая на риск столкнуться с более низким качеством обслуживания и навязыванием дополнительных работ.  По данным сайта 2ГИС, услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей в России предоставляют более 50 тысяч компаний. По расчетам «Автостата», 9% из них — официальные дилеры, 33% — независимые универсальные станции технического обслуживания (СТО) и 58% — специализированные предприятия (тюнинг-ателье, станции кузовного ремонта, ремонт двигателей, АКПП и т.д. ). В 2015 году объем рынка превысил 500 млрд рублей, а в 2016 году объем автосервисных услуг составил 524,2 млрд рублей. Отдельно «Автостатом» был рассчитан потенциал рынка — 141,9 млрд рублей, под которым подразумеваются работы по ремонту и обслуживанию, производимые самостоятельно автовладельцами или механиками-частниками. Несложно сделать вывод, что автомобильный ремонт является огромным маржинальным и перспективным направлением. Только в Москве, по предварительной оценке, автосервисов в 10 раз больше, чем требуется для полноценной загрузки.

При всей положительной динамике, на сегодняшний день рынок автомобильного ремонта абсолютно непонятен и непрозрачен для клиентов, а ценообразование не упорядочено. Ремонт авто превращается для его владельца в русскую рулетку.  Понимая, что проверить или сравнить стоимость работ и услуг клиент не в состоянии, мастера зачастую называют цену, никак не привязанную к рынку или себестоимости.

В связи с общей рыночной тенденцией в автомобильном секторе и перспективностью направления в целом за последний год появилось несколько стартап-проектов, предлагающих автовладельцам площадку для оценки ремонта и записи в автосервис онлайн. Принцип довольно прост и понятен: автовладелец заполняет заявку на ремонт или обслуживание автомобиля на сайте или в приложении, а через некоторое время получает расчет стоимости и сроки исполнения, а также возможность записаться онлайн в выбранное СТО. Все агрегаторы обещают уверенность в качестве работ и реальную экономию на услугах автосервисов.

В нашем материале мы рассмотрим несколько основных автосервисных агрегаторов и постараемся оценить компании с точки зрения перспектив и инвестиционной привлекательности.

Carfix.ru (Карфикс) — один из первых автосервисных агрегаторов, стартовавший весной 2016 года. Проект был создан известным венчурным предпринимателем Оскаром Хартманом с первоначальным вложением $1 млн, а уже в октябре был привлечен первый раунд инвестиций от Mail.Ru Group и фондов Simile Venture Partners и Kima Ventures – $5 млн за 20% компании. Принцип действия довольно прост — компания договаривается с автосервисами о единой тарифной сетке (как правило, ниже среднерыночной стоимости по базовым работам) и получает процент от итоговой суммы ремонта. Затем желающие отремонтировать машину оставляют заявку на сайте. После согласования перечня работ с менеджером, клиент выбирает СТО, используя сервис геолокации, при этом портал сразу блокирует на банковской карте клиента до 20% от стоимости работ.

Большим плюсом компании является наличие собственного программного обеспечения — программисты CarFix под руководством Михаила Михуля (технический директор Aktivo) разрабатывают собственную CRM-систему (софт для автоматизации отношений с заказчиками). Что касается продаж — кузовной и слесарный ремонт занимает лишь 20-25%, остальное приходится на услуги по уходу за автомобилем (смена масла, фильтров, шин, химчистка и пр.). Средний чек ремонта составляет порядка 7 тыс. рублей, причем 70% — это покупка запчастей. Данная экономическая модель сравнима с моделью компании Uber –  агрессивное развитие и стремительный рост потока клиентов за счет солидных маркетинговых бюджетов. Здесь же заложен и определенный риск — рост операционного убытка самой компании по мере роста маркетинговых бюджетов, а также агрессивная демонетизация отрасли в целом.  На вопрос, является ли подобная схема бизнеса мыльным пузырем или очередным перспективным проектом в отрасли, который изменит рынок и при оценке которого можно закрыть глаза на отсутствие прибыли, ответить однозначно нельзя. С одной стороны, компания и вправду активно развивается, совершенствует сервис и выходит на новые рынки (в данный момент сервис работает в Москве и Санкт-Петербурге). С другой стороны, ситуация может напомнить эпоху пузыря доткомов 2000 года, когда тот был на пике — инвесторы смотрели лишь на будущий потенциал компаний без опасений.

Но Карфикс далеко не единственный игрок — в конце 2016 года еще один подобный сервис, Ремонтиста, привлек многомиллионные инвестиции на развитие, доказав свою перспективность и конкурентоспособность.

Remontista.ru (Ремонтиста) — портал начал свою работу в конце 2016 года, но уже показал себя как работоспособный и экономически привлекательный интернет-сервис. Основателями проекта являются разработчики популярного приложения «Авто Карты» («Лучшее новое приложение App Store в своей категории» в мае 2015 года, «Рекомендованное приложение в категории для водителей» в феврале 2016 года).  Здесь, как и в Карфиксе, с автосервисов взымается процент от оплаченных клиентом услуг и работ, но при этом вопрос ценообразования полностью лежит на партнерах. По словам представителей компании, цены зачастую оказываются ниже, чем у конкурентов, особенно если речь идет о сложных и дорогостоящих работах. На сегодняшний день сервис работает в Москве и Нижнем Новгороде, однако в дальнейшем компания планирует планомерное развитие в регионах. В данном случае, в отличие от Карфикс, компания не стремится захватить весь рынок в максимальные сроки, а ориентируется прежде всего на качественный рост. С точки зрения дальнейших перспектив, данная схема работы с партнерами оценивается как более устойчивая и стабильная, так как не оказывает агрессивного влияния на маржу отрасли, при этом предоставляя возможность автосервисным предприятиям обеспечить себе постоянную загрузку, а клиентам сэкономить. Такая модель бизнеса чрезвычайно проста и удобна для автосервисов, а главное — понятна и выгодна клиенту. В отличие от других агрегаторов, Ремонтиста на данный момент работает только с независимыми СТО, предлагая клиентам авторемонтные услуги, по качеству не уступающие официальному дилеру, а по стоимости приближенные к мастеру в гараже. Подключение автосервисов проводится на основе первичной премодерации, а также дальнейшего формирования потребительских рейтингов. Каждая заявка обрабатывается в формате тендера, что позволяет клиенту получить максимально выгодную стоимость, а автосервису самостоятельно формировать уровень маржи. Очков создателям проекта, с точки зрения инвестиционной привлекательности, добавляет наличие собственной мощной IT-платформы. При этом данная система достаточно универсальна, что позволит в дальнейшем расширить проект, если выбранная ниша окажется слишком маленькой. Гибкая информационная архитектура позволяет быстро адаптироваться к изменениям условий бизнеса. О перспективах развития компании говорить пока рано, так как проект находится на ранней стадии, но о потенциале свидетельствует факт привлечения значимых инвестиций — а если создателям удалось заинтересовать инвестиционный фонд, значит, есть видение рынка и потенциал самой идеи и модели. В любом случае, если проекту удастся подобрать качественных партнеров и удовлетворять потребности клиентов, а также при грамотном управлении и взвешенной маркетинговой политике, — он застолбит за собой существенную долю рынка.

Uremont.com (Юремонт) — агрегатор запустился осенью 2016 года и на данный момент является крупнейшим в России (свыше 2500 автосервисов в более чем 50 городах РФ). Владеет сервисом компания «Мигас», создатель интернет-аукциона по реализации поврежденных автомобилей и другого страхового имущества. От вышеперечисленных порталов агрегатор отличается тем, что деньги с автосервисов взымаются за общение с клиентами на сайте с целью последующей записи на ремонт. Минусом как для клиентов, так и для партнеров, является отсутствие географического таргетинга, то есть заявка поступает во все автосервисы города, а не в выбранном клиентом радиусе. Кроме того, данная система порождает внутреннюю конкуренцию среди зарегистрированных автосервисов, ведь одну и ту же заявку могут получить все 500+ сервисов в Москве, а победитель будет лишь один. Ну и конечно, со стороны клиента возможно непонимание: как же ему выбрать сервис? Этот факт является дополнительным риском для партнеров, так как существенно снижается шанс получить заказ на ремонт, при том, что деньги за пользование сервисом в любом случае будут потрачены. Неоспоримый же плюс — создатели интернет-сервиса ранее уже реализовали успешный IT-проект. Однако насколько сработает схема монетизации, основанная на общении клиента с автосервисом на сайте без дальнейшего контроля качества выполнения работ, пока остается вопросом.

Можно предположить, что в ближайший год-два рынок автосервисных услуг ждут глобальные изменения. Агрегаторы могут сконцентрировать на себя львиную долю трафика по авторемонту, предоставляя его качественным партнерам-автосервисам, в свою очередь сервисы, которые не будут удовлетворять стандартам качества, предъявляемым агрегаторами, и тем самым не введенные на их платформы, будут иметь проблему с привлечением клиентов и, с большой долей вероятности, закроются.

Вход в данную нишу весьма дорог, поэтому появление новых игроков маловероятно, хотя нельзя исключать возможность захода топовых игроков на весьма денежный рынок: Yandex, Apple, UBER. Исходя из сложившейся практики, IT-гиганты покупают уже готовые проекты, в связи с чем можно ожидать громких сделок на этом еще не до конца сформировавшемся рынке.

Автор: Елизавета Смирнова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья