ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Автошкола и автосервис в одном смартфоне

Сегодня перспективные стартапы не ютятся в какой-то одной производственной нише. Успех обычно ждет тех, кто работает на стыке нескольких технологических направлений. Живой пример тому — проект eZWay. Программисты Игорь Павлов и Константин Митриченко придумали, как объединить диагностику автомобиля и водительского мастерства шофера в одном проекте и предложить готовое решение в коробочном исполнении. Автомобильный гаджет eConomy, веб-приложение для мобильных телефонов и облачный IaaS-сервис — вот триединство, позволяющее самостоятельно проводить диагностику автомобиля, совершенствовать стиль вождения и получать любые данные о своих поездках.

Сначала было увлечение

Азам программирования Игорь Павлов обучался в Петрозаводске. Еще там он пытался поставить софт на службу автовладельцев. Но несколько сервисов для машин, которые он попытался внедрить, так и не прижились. То ли знаний кодинга не хватило, то ли коммерческого опыта недостаточно было: софт никого не заинтересовал, его пришлось оставить. Но не саму идею. Перебравшись в Петербург, Игорь не стал далеко удаляться от автомобильного направления и занялся продажей аксессуаров для машин. Постоянно общаясь с водителями, он упорно искал болевую точку, которую можно решить с применением веб-приложения или сервиса. Проблем у водителей в нашей стране много, но не все можно решить, да еще и с пользой для себя. И все же компаньоны определились — это будет мобильный гаджет для диагностики автомобиля.

Что предложили автовладельцам

Электронное устройство eConomy собирает всю информацию о работе узлов и агрегатов — от температуры двигателя до количества торможений на 100 метров пути. Мобильное приложение на телефоне или планшете обрабатывает данные, результат выводит на экран и отправляет в облачное хранилище. Веб‑сервис анализирует показатели, выдает рекомендации, закладывает на хранение трек поездки и все, что с ней связано.

Водитель в любую секунду знает состояние своего автомобиля и получает советы по безаварийному и экономичному вождению. Если возникает неисправность машины, то код ошибки выдается с комментариями, что очень важно. Например, появился сигнал о нарушении работы топливной системы. Что стоит за этим: бензин льется рекой под капотом и требуется срочная эвакуация или не закрыта крышка бензобака, ее просто надо закрутить? Тревожный сигнал везде одинаковый — горящая лампочка, — а действия благодаря расшифровке ошибки — разные. Уже ни один покупатель сказал «спасибо» за эту функцию, а сколько их еще встроено в eZWay. Подробно об истории создания компании и возможностях проекта eZWay мы узнали у одного из основателей — Игоря Павлова.

Основной функционал проекта

Гаджет eConomy подключается к штатному разъему для диагностики. Обычно он находится под рулем. После того как устройство сообщит о готовности к работе, скачивается мобильное приложение и производится регистрация на веб‑сервисе. На подключение и первичную диагностику требуется не больше 5‑ти минут. Диагностика и контроль работы двигателя происходят в режиме онлайн. Система покажет, достаточно ли прогрет двигатель для начала движения, в порядке ли тормозная и гидравлическая системы, охлаждение и маслоподача. После обработки данных о стиле вождения шофера eZWay сообщит, насколько экономично и безопасно управляется автомобиль, каковы шансы попасть в ДТП, а также сравнит данные с показателями других водителей.

Универсальность проекта eZWay заключается в том, что он совместим с любыми марками автомобилей, выпущенными в России и Азии с 2005 года, в США — с 1996 года, в Европе — с 2001 года. Доступность прибора способствует его широкому распространению среди автовладельцев. Стоимость весьма демократична, особенно если сравнивать ее с ценой услуги автосервиса. Комплект, куда входит устройство eConomy, мобильное приложение и возможность доступа к веб-сервису обойдется всего в 3 тысячи рублей. Доставка — всюду, где есть Почта России или курьерские службы.

Проект имеет еще массу полезных функций, понравившихся пользователям. Например, сохранение GPS‑треков и данных о поездке в облачном хранилище. Можно всегда вернуться к удачному маршруту — с учетом расстояний, расхода топлива и других показателей. Особенно полезна опция в сочетании с функцией «Семейный доступ»: в таком режиме приложением могут пользоваться до шести участников «Семьи».

4 шага к успеху

В 2011 году партнеры начали детальное изучение рынка устройств для диагностики автомобилей. Желание было одно — выпускать конечный продукт, который бы позволял производить оценку состояния автомобиля без посещения СТО. Такие решения были, но каждый из них имел ряд существенных недостатков, которые можно было устранить, создав новый продукт.

В середине 2012‑го, подготовив бизнес-план и необходимую техническую документацию, Павлов и Митриченко обратились в «инкубатор» для стартапов ИТМО. Там одобрили оригинальное решение и предложили помощь в поисках партнеров. Мобильное приложение и веб-сервис были готовы. Осталось подобрать производителя автомобильного гаджета. Партнеров искали не только среди участников ИТМО, но и по всем доступным каналам, однако результата все не было. Ни в КНР, ни в России, ни в Европе производителей найти не удалось. Партнер нашелся в США. Небольшая фирма Scantool, которая занимается производством сервисов для гаражной диагностики, подходила по всем параметрам: составу и возможностям оборудования, мощностью производства, обученному персоналу и пр. Американцам понравилось предложение россиян, дело пошло.

Весной 2013 года увидел свет первенец в линейке — проект eZWay. Это был автомобильный гаджет, сопряженный с мобильным приложением. Чуть позже появился облачный сервис. Да, это было еще не окончательное решение, но оно уже было ощутимым, осязаемым. Нужно было продолжать работу над проектом, но без помощи со стороны обойтись не удалось. Осенью 2014-го компания eZWay проходит трехмесячную программу акселерации в Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ) и отправляется в самостоятельное плавание. К тому времени, то есть всего через 1,5 года существования, капитализация компании составляла $650 000, по оценкам ФРИИ. Подготовка по курсам программы позволила руководителям проекта определить окончательный формат подачи продукта на рынке и доработать все элементы системы.

Финансы и перспективы

Инвестиции на старте: 10 миллионов рублей, которые пошли на разработку приложения, покупку устройств, маркетинг. Инвестиции от ФРИИ: фонд приобрёл 7% компании, вложив более $45 тысяч. Срок окупаемости устройства составил почти 2 года: с апреля 2013‑го по март 2015‑го. До момента получения прибыли от продажи устройства все средства направлялись на развитие и не выводились из оборота. Поначалу это были сравнительно небольшие деньги, но со временем сумма увеличивалась. Объем вложений можно оценить хотя бы по таким данным — за первый год продаж гаджет eConomy приобрели более 35 тысяч пользователей, а доход составил почти миллион рублей в месяц.

Создатели компании eZWay продолжают развитие своего главного продукта, обновляя софт и совершенствуя автомобильный гаджет. Но это не потолок. В портфеле фирмы есть еще разработки, готовые к выходу на рынок. Например, устройство сигнализации об эвакуации автомобиля уже собрало неплохой предзаказ. Готовятся проекты других гаджетов.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья